Английское название:Lionheart-Legacy of the Crusader
Русское название: Львиное Сердце
Жанр: RPG
Дата выхода: 13 августа 2003
Минимальные требования: CPU 700 MHz, 128 Mb, 32 Mb Video
Рекомендуемые требования: CPU 1 GHz, 256 Mb, 64 Mb Video
Язык интерфейса: Английский + Русификатор текста
Действие игры происходит в 16 веке нашей эры на Земле, подвергшейся страшной катастрофе за 400 лет до этого во время сражения крестоносцев под предводительством Ричарда Львиное Сердце с воинами благородного Саладина при Аккре (1192 год).
Напряжение битвы и последующая казнь пленных приводит к соприкосновению нашего мира с другим - миром духов и драконов, которые и проникают на землю вместе с сонмом других существ, приятных и не очень. Объединившись, Ричард и Саладин рассеивают нового врага и разрывают связь с помощью магических реликвий. Для недопущения новой катастрофы их (реликвии) необходимо спрятать от потусторонних сил. Предводители заключают договор и основывают два ордена для защиты святынь. Вместе с пришельцами на Земле появилась магия, с которой борется печально известная Инквизиция, возглавляемая самим Торквемадой. Некоторые духи вступили в контакт с людьми, навсегда изменив их тела и души. Даже сам Ричард Львиное Сердце не избежал такой участи. Вы - один из его отдаленных потомков, обреченный развеять сгустившиеся над миром тучи - или погибнуть. В общем, знакомый мотив в относительно новой аранжировке. :) Итак, начинаем игру.
При генерации героя применяется S.P.E.C.I.A.L. (аббревиатура английских слов, обозначающих основные параметры протагониста: Strength/Сила - Perception/Восприятие - Endurance/Выносливость - Charisma/Обаяние - Intelligence/Интеллект - Agility/Ловкость - Luck/Удача). Эта система впервые была опробована в Fallout (1997 год). Основное ее достоинство - возможность "тонкой настройки". Вначале вы лишь определяете перечисленные выше базовые характеристики (attributes) и, если хотите, выбираете несколько характерных черт персонажа (traits). Поcледние несут в себе как положительные, так и отрицательные стороны - например, получив классическое образование, вы разовьете интеллект, но не обучитесь как следует владеть оружием. Некоторые свойства доступны только представителям определенных рас.
Важным моментом является выбор связанного с протагонистом духа.
В процессе игры вы улучшаете различные навыки (skills): рост магического навыка ведет к появлению новых заклинаний и усилению действия старых. При этом некоторые навыки можно сделать профилирующими, что значительно ускоряет их развитие. Также есть возможность приобретения дополнительных особенностей (perks).
Таким образом, у вас каждый раз получается уникальный герой. Свойственной, например, системе (A)DnD привязки к классам - нет, вы лепите свою Галатею (или Голема :)) как душе угодно. Конечно, неизбежны ошибки, иногда "неправильное" развитие персонажа может привести к большим проблемам в борьбе с особо сильными противниками. Конечно, есть готовые персонажи, неплохо, на мой взгляд, сбалансированные.
Сюжет игры
Сюжет игры можно разделить на две части, действие которых происходит внутри стен Барселоны и вне этого замечательного города. Первый этап достаточно гармоничен и интересен как любителям сражений, так и поклонникам разговоров и побочных квестов. Впрочем, задания часто весьма схематичны - "сбегай и принеси", "убей всех" и т.п. С другой стороны, нередко встречается возможность выбора пути решения той или иной проблемы, и это далеко не всегда очевидная дилемма "добро или зло". Безусловно, люди, писавшие историю, не были обделены чувством юмора - гоблина, объевшегося мозгами знаменитого поэта, и оттого использующего в речи высокий стиль, я расспрашивал минут пять, пытаясь перебрать все ветки очень забавного диалога. Интересное решение предложено любителям незаметно прокрадываться в логово врага - если удалось незаметно прошмыгнуть за спиной какого-то стража, вам начисляется часть очков опыта, полагающихся за его убийство. Если вы потом все же решите уничтожить незадачливого наблюдателя, получите оставшуюся "экспу". К сожалению, начиная с некоторого момента, сюжет выводит вас за городские пределы - и вот здесь недостаточно сладкого голоса и ловких рук - надо уметь давать сдачи.
В целом, сражения составляют значительную часть игры. После схватки вы подбираете валяющиеся в луже крови пожитки и поглощаете покинувших трупы духов, восстанавливая таким образом здоровье и красоту... пардон, ману. :)
К сожалению, боевая система не очень удобна. Во-первых, враги обычно передвигаются очень быстро, по ним трудно попасть и почти невозможно убежать, особенно с низким значением параметра Agility. Общая скорость игры не может быть изменена (в оригинальной версии, патч исправляет ситуацию - см. ниже). Пауза предусмотрена (традиционный пробел :)), но отдавать приказы во время остановки времени нельзя (правда, можно вдоволь напиться целебным зельем). Интересно, почему разработчики не реализовали эту, ставшую уже де-факто стандартом, возможность?! В сражении с несколькими противниками приходится особенно тяжело - переключаться с павшего врага на следующего оппонента надо вручную, успеваешь далеко не всегда. Что ж, по крайней мере, загрузка сохраненной игры обычно идет быстро. Да здравствует save/load - боевая машина времени! :)
Интерфейс весьма неплохо продуман (клавиша F1 вызовет окно помощи, советую первым делом ознакомиться), есть много полезных возможностей - изменение соотношения скорость атаки/точность попадания в ту или иную сторону в сочетании с выбором точки нанесения удара позволяет менять тактику ведения боя в зависимости от особенностей развития протагониста. Можно сделать ставку на редкие, но точные удары, а можно принести меткость в жертву скорости и силе. Привычной куклы персонажа нет, одевание/раздевание происходит в окне инвентаря (вызывается нажатием соответствующей кнопки в нижней части экрана или клавиши I):
Очень удобно сделан журнал (кнопка интерфейса или клавиша J позволит его просмотреть), содержащий подробную информацию о текущих, выполненных и проваленных заданиях:
Мелкие, но портящие удовольствие недостатки: нельзя ставить отметки на карте:
нет средств быстрого перемещения между отдаленными точками - т.е., для того, чтобы вернуться в город и сдать награбленное, приходится долго топать до нужного купца натруженными ножками.
Для помощи в бою можно брать спутников. Вариантов немало - это и упоминавшийся Сервантес, и Кортес, и многие другие знаменитые и малоизвестные личности. Некоторые покинут вас после выполнения (или невыполнения) определенных действий, другие останутся до конца игры. К сожалению, AI, как всегда, ведет себя странно - иногда соратники грамотно прикрывали моего мага, но чаще топтались за моей спиной, не торопясь атаковать даже находящихся вблизи врагов.
Игра идет в изометрической проекции, единственное разрешение - 800х600, что создает дополнительные проблемы - нередко просто не видно, кто в тебя стреляет из-за края экрана, треть которого занимает панель интерфейса. Впрочем, ее можно минимизировать (нажатием клавиши F2), но скроллить все равно придется много. В целом, графика, имхо, достаточно стильна, но смотрится несколько архаично. Задний план статичен, анимация персонажей не выглядит естественной. Старый добрый Infinity Engine - не хуже будет. :)
Голоса важных персонажей - хороши, а вот прочих звуков мало, и качество их оставляет желать лучшего. Крики противников однообразны, шум сражения невыразителен. Есть несколько очень достойных музыкальных композиций, но нередко музыка отсутствует вообще, как и звуковой фон окружающей среды