Большую часть 9,5-часового перелета лайнер находится в России — то есть ты уже и поужинал,
и три фильма посмотрел, и поспал, и позавтракал, а на экране в спинке кресла: «ближайший населенный пункт — Дальнегорск».
По маршруту Narita Express запустили составы cерии E259. Раньше из аэропорта в Токио возили на поездах 1991 года разработки (Е253), выглядели они менее брутально.
Роуминг есть, интернет есть. Ушли времена, когда в японских сетях не работал ни один европейский мобильник.
Посетителей любых учреждений, музеев, ресторанов, гостиниц и других общественных мест встречают бутыли с дезинфицирующим раствором — руки мыть. Эхо свиного гриппа.
Городская архитектура в целом невзрачна и сугубо утилитарна.
Что в жилых районах...
...что в торговых кварталах.
На славящемся своими видами курорте Хаконэ понатыканы гостиницы одна уродливее другой.
Петр Вайль: «Токио — один из самых внешне непривлекательных городов на Земле. Чикаго рядом с ним — чудо гармонии, Версаль. Снова перебор: Япония дальше всех ушла по пути машинной цивилизации, не исключено, что дальше, чем нужно. Самый центр, знаменитая Гиндза, еще сохраняет среднеамериканское человеческое лицо. Но все вокруг — урбанистическое нагромождение холодного серо-стального цвета. И дальше, на протяжении центрального Хонсю — от Токио до Осаки — будто ростовские окраины, внезапно выросшие вверх и вширь. Тогда осознаешь, как им наплевать на внешний вид, как они озабочены интерьером». (...)
Борются с курением на улицах.
Специальные хоругвеносцы выискивают курильщиков и компостируют им мозги.
Специальный сотрудник метрополитена следит, чтобы никто не забрел на ремонтируемый эскалатор.
Специальный униформист дублирует функции табло «Берегись автомобиля!»
Рабочий подновляет разбитую плиточку.
Уборщик помогает сортировать мусор неграмотным и слепым.
Запрещено слоняться, банить и бычить.
На машинах стали писать «полиция» латиницей, совсем недавно были одни кандзи.
Мигалки у этих тойот поднимаются на полметра, для пущей наглядности.
К вопросу о педантичности: даже патрулируют в порядке возрастания номеров.
По сравнению с Россией уличная преступность, считай, отсутствует. Спокойные прогулки по спальным районам в четыре часа ночи, незапертые двери, оставленные в замке зажигания ключи — это всё про Японию. Ни разу там не слышал писка автосигнализации. Ощущение безопасности абсолютное, как в детстве.
Люди на улицах гораздо улыбчивее москвичей. Японские городовые:
На спецтранспорте шильдик марки спереди заменяют гербом-хризантемой (позолоченным у полиции, серебристым у «скорой» и пожарных) — типа, машина на госслужбе. Все мигалки традиционно красные, синих нет в принципе.
В зданиях средней этажности красным треугольником отмечаются аварийные выходы и окна, открывающиеся снаружи. Это метки для пожарных: автолестницу тянуть сюда.