После забав с фотографиями,хочу начать понастоящему большую тему - о княжестве Московском.Хочу начать этот долгий разговор (не знаю,выдержат ли его читатели) потому,что Москву теперь принято ненавидеть - мол,все деньги здесь,всю Россию обескровили,а,если бы не это,то и Россия без Москвы процветала бы.
Что ж,доля истины в этих словах есть.Но я не о тех злых,которые окопались в Кремле,а о о москвичах,коренных и новых,об их предках - словом,не о власти, а о народе,о Москве-матушке,которую до слёз люблю,хотя повидал много других,очень и красивых,и таинственных,и душевно прекрасных городов,но люблю только её,хотя от Москвы остается всё меньше,подгрызают ее со всех сторон,да когда ж было не так?
Если не пожары,так новые строительства,вот хоть бы Калининский проспект или Олимпийский комплекс.Сейчас уже не все и представят,какие дома были на месте этих холодных пустот.Но Москва,как слоёный пирог,что-то остается от прежнего времени,на него наслаивается новое.которое тоже потом частично исчезает,но не совсем и,при желании,можно отыскать такое,чего и быть-то уж никак не должно, а вот есть же!
Но,ладно,от слов к делу,точнее,к истории.
Московия
«И почему было Москве царством быть, и кто то знал, что Москве государством слыть?»
«Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы»
Эта книга о Руси Московской - сначала о великом Московском княжестве, затем о Московском царстве, которым правили последние из династии московских Рюриковичей. Хронологически это время с XV по XVI века, точнее от смерти сына Дмитрия Донского, великого князя Василия, в 1425 году, до кончины царя Федора Ивановича, последовавшей в 1598 году, за которой, после краткого правления Бориса Годунова, начались печально памятные Смутные времена.173 года - исторически ничтожный срок, да и интересный ли? Что ж, вспомним лишь одно имя - царь Иоанн Грозный. Это конец ордынской зависимости и поиски духовных путей для дальнейшей жизни. Многие наши проблемы, которые мы стараемся разрешить ныне, родились именно в те времена.
Но почему именно Москва? Случайно ли именно этот русский город стал русской столицей в XV веке и сохранил свое главенствующее положение и по сей день? Ведь были же нашими столицами - только при Рюриковичах, и другие города - Старая Ладога, Киев, Владимир? Ведь претендовали же на великий стол и иные русские княжества! - Претендовать-то претендовали, но исполнить, но вот своё желание одни не могли (например, обескровленная татарами Тверь), а другие не только могли, а и не хотели (что Новгороду или Пскову до Низовой Руси).
Ни факт захвата Юрием Долгоруким кучковских владений, ни увеличением московских владений Иваном Калитой, ни строительство монастыря его сыном Даниилом, ни авторитет Дмитрия Донского не сделали Москву столицей Руси. Полноправной главой государства город стал, пожалуй, только при Иване III. Карамзин писал о том, что он: «…был и первым, истинным Самодержцем России, заставив благоговеть пред собою Вельмож и народ, восхищая милостию, ужасая гневом, отменив частные права, несогласные с полновластием Венценосца». А историк Соловьев добавлял: «Иоанну III принадлежит почетное место среди собирателей Русской земли, среди образователей Московского государства».
И все же, только одной власти великого князя недостаточно, чтобы сделать Москву душой России. И тут, помимо князя Даниила Ивановича, следует вспомнить митрополита Московского Алексея, память о славных делах которого отчасти затмил его великолепный ученик Сергий Радонежский.
В XIV веке, при князе Данииле Александровиче, из Черниговского княжества приехал в Москву боярин Феодор Бяконт из рода Плещеевых. В 1300 г. у него родился сын, которого при крещении нарекли Елевферием. Крестным отцом у него стал второй сын московского князя, Иоанн, позже за свою бережливость прозванный Калитой. Боярский сын рос в проказах и забавах. И вот однажды, когда Елевферий ставил силки для птиц, его от летней жары разморило, он уснул и во сне отчетливо услышал чей-то голос, сказавший с укоризной: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься?» Мальчик немедленно проснулся, готовый оправдываться, но рядом с ним никого не было. Словами запали ему в память и Елевферий долго раздумывал над их смыслом. Возможно, именно они и привели его спустя восемь лет в Богоявленский монастырь, где юноша принял постриг - стал монахом, получив новое имя - Алексей. В монастыре он подружился с иноком Стефаном, старшим братом. Сергия Радонежского.
Через 20 лет митрополит Феогност посвятил инока Алексия в сан епископа Владимирского, желая видеть его своим заместителем. Таким образом, Алексий стал епископом в столице Руси того времени и великий князь Семен Гордый (1316-1354)поручил ему заботиться о своей семье. В страшном 1354 году от чумы умерли и митрополит Феогност и великий князь. Государство не долго оставалось без власти - административной и духовной. Великий стол занял князь Иван II Красный (или Добрый), а Алексей отправился в метрополию - столицу Византии, город Константинополь, где патриархом Филофеем был посвящен в митрополита Киевского и Владимирского. После возвращения на родину новый глава русской церкви своей резиденцией избрал Москву. Как и его предшественники - святители Петр (митрополит с 1308,уцмер в 1326 году; перевел митрополичью кафедру из Владимира в Москву) и Феогност.
Вскоре слава Алексия как великого чудотворца достигла Золотой Орды и хан потребовал, чтобы русский митрополит излечил его жену Тайдулу. Иначе, мол, пойдет на Русь войной. И, хотя помощи не просят угрозами, Алексей решил поехать. Его отговаривали, считая, что поездка в Орду это верная смерть и Русь опять останется без духовного пастыря. Да и дело ли это главы церкви ехать за тридевять земель, дабы исцелить иноземку и язычницу?! Но не подвергать же соотечественников опасности, да и хворь не знает ни различия веры, ни племени - косит, всех без разбора.
Перед отъездом в Успенском соборе Кремля он отслужил молебен Божьей Матери при раке чудотворца митрополита Петра. Во время молебна сама собой загорелась свеча. Эту свечу святитель Алексий раздробил на маленькие части и раздал присутствовавшим, прося их молиться, а из оставшейся у него части сделал небольшую свечу и взял ее с собой в опасный путь.
Перед самым его приездом Тайдула увидела во сне, что ее исцеляют христианские священники в блестящих ризах, и, проснувшись, велела изготовить такие ризы. Хан встретил святителя с честью и ввел его к своей супруге.
Святитель облачился в поданную ему ризу, зажег чудотворную свечу, отслужил молебен и окропил Тайдулу святой водой. И чудо совершилось: она исцелилась!
В ризнице Успенского собора до наших дней хранилось драгоценное кольцо, подарок благодарного хана святителю Алексию. А ханша Тайдула подарила ему принадлежавший ей в Кремле участок земли, на котором святитель Алексий основал Чудов монастырь в честь чуда Архистратига Михаила. Увы, этот монастырь был уничтожен большевиками.
Великий князь Иоанн II Красный умер молодым, и митрополит Алексий стал опекуном его наследника, восьмилетнего князя Дмитрия (будущий великий князь Дмитрий Донской). Кроме того, митрополит возглавлял боярскую думу, которая правила страной при малолетнем князе. В своей политике Алексей придерживался простого и понятного принципа - объединения русских земель в единое государство. У него не было сомнения в том, что не Владимир, а только Москва способна стать во главе Руси. Этому он учил своему воспитанника - князя Дмитрия и по этой же причине во всех земельных спорах принимал сторону московских князей.
Еще важнее было духовное значение святителя Алексия. Его учитель, Феогност, был учеником византийского теолога Григория Паламы (1296-1359),составил его житие. Почерпнутое у Паламы - о молитве Иисусовой (то есть, об исихазме) он передавал в письмах Алексею, а он - своему любимому ученику, Сергию Радонежскому. Эта преемственность позволяла создать самый совершенный монастырский устав. Этот устав окончательно утвержденный Стоглавым собором в 1551 году стал обязательным.
Кроме того, Алексей очень много сделал для развития женского монашества, выведя его, как это было раньше, из подчинения мужским монастырям.
Митрополит не был бы святым, если бы не мог предвидеть будущего. Но увиденное его печалило и, желая избежать грядущих бед, он хотел поставить во главе преподобного Сергия Радонежского. Он отказался, ответив: «От юности моей, владыко, я не был златоносцем». Алексей понял и не стал настаивать.
Он скончался 1378 году и был погребен в Чудовом монастыре. Позже его нетленные мощи были перенесены в Богоявленский собор, который часто называли так же Алексеевским. История это - одной из величайших московских святынь, столь удивительна, что мы никак не можем обойти ее молчанием.
Как птица Феникс из пепла…
«О великий Христов угодниче, святый человече Божий Алексие, душею на небеси Престолу Господню предстояй, на земли же данною ти свыше благодатию различная совершаяй чудеса!»
Молитва святому Алексию, человеку Божию
Если вы прочитали предыдущую главу, то уже знаете, что митрополита Алексея следует считать одним из духовных отцов Москвы, а, стало быть, и всей Московской Руси - России. Однако обретенные в XV веке его нетленные мощи ныне утеряны, могила святителя разрушена и забыта, а о памятнике неизвестному чиновникам Алексею и речи нет. Есть только надежда, что святые мощи и имя святителя проявятся вновь, произойдет узнавание и раскаяние, как это и с его тезкой, Алексеем человеком Божьим, жившем в пятом веке. Ведь сохранились на Верхней Красносельской улице фрагменты монастыря, основанного святителем -там, где место его последнего успокоения.
Расскажем же об этом Богоявленском монастыре, в трагической судьбе которого, как в зеркале, отразилась жизнь нашего народа. Скажем сразу, что он, как и многие другие московские монастыри, был закрыт, а затем снесен большевиками. Но безобразия творились в более отдаленные от нас времена, разве что масштабы были не те, да и цинизма такого свет не видывал.
История монастыря загадочна. Известно, что сам святитель в молодости принял постриг в обители того же названия. Вероятно, тот монастырь с течением времени захирел и был восстановлен в 1360 году, когда по просьбе своих сестер боярынь Ульяны и Юлии Федоровны Бяконт (а монашестве они получили новые имена - Иулиана и Евдокия), основал первую в Москве женскую обитель. До этого монахи и монашки жили в одних и тех же монастырях.
Монастырь не раз менял свое место. Поначалу он стоял там, где Зачатьевский монастырь (там стоит храм Зачатия Анны, рядом с гостиницей «Россия»), потом - после страшного пожара, переехал в Чертолье (в народе это место зачастую называли Чертовыми кулижками или куличками. Это в конце улицы Волхонки, выходящей на Кропоткинскую набережную). Последнее переселение - в Красное село (район метро Красносельская) было насильственным и драматичным.
Инокиня сказала, что, если ее с сестрами насильственно выгонят из родной обители, то она проклянет это место навсегда. Так и произошло, когда дождливым утром 17 октября 1837 года солдаты вынесли игуменью за ворота и активно «помогли» инокиням перебраться со всем хозяйством во вновь отстроенные кирпичные двухэтажные дома около церкви Воздвижения Креста Господня (ныне Верхняя Красносельская улица, 17). Этот переезд был вызван тем, что император Николай I развернуть строительство храма Христа Спасителя, посвященный Отечественной войне 1812.
Работы шли трудно и долго - почти полвека, лишь в 1883 году он был освящен и открыт. Прошло еще около полувека и по решению Советского правительства 5 декабря 1931 храм был взорван. На месте храма предполагалось возведение грандиозного Дворца Советов с гигантской фигурой Ленина на крыше. Не подучилось - в 1960 году здесь был построен открытый бассейн «Москва». Прошло 34 года и храм Христа Спасителя начали восстанавливать. Сейчас его принято считать символом духовного возрождения России…
Как мы уже сказали, Богоявленский монастырь был первой женской обителью Москвы, а, когда появились и другие, он стал старшим над ними. Этот монастырь не только Богоявленским и, в честь основателя, Алексеевским, но и Стародевичьим (отнюдь не потому, что здесь жили старые девы, а чтобы отличать обитель от, скажем, Новодевичьего монастыря, основанного великим князем Василием Вторым в 1540 году.
Естественно, что на протяжении существования монастыря (а это пять с половиной веков!) с ним было связано много важных исторических событий, а великие князья, затем цари - особенно первые Романовы, Михаил и его сын Алексей, посещали святую обитель.
Горестным стоном в стенах обители отозвался раскол русской церкви. Поначалу в монастыре жила жена Никиты Миновича Минова - будущего патриарха Никона, а затем здесь томились его жертвы, в частности младшая сестра знаменитой раскольницы боярыни Феодосии Морозовой, княгиня Евдокия Урусова. Отсюда княгиню (ее сестра была заключена в Печерском подворье на Арбате) возили для пыток на дыбе на Ямской двор. Затем истерзанную Евдокию вернули в монастырскую темницу для того только, чтобы уже через несколько дней переправить в Боровский монастырь - на пожизненное заключение в земляной яме. Понятно, что это «пожизненное заключение» было довольно кратким - спустя три года бедная женщина скончалась. Боярыня пережила её всего на два месяца. Обеих сестер похоронили в Боровске их братья Федор и Алексей Прокофьевичи.
Наполеоновская оккупация Москвы так же оставила черный след в истории обители. До 1812 года монастырю, неустанными трудами (продажа сельскохозяйственной продукций и мануфактуры собственного изготовления - стеганых одеял и вышитых изделий; были и немалые пожертвования прихожан), удалось собрать приличную сумму денег. Предвидя грядущие бедствия, игуменья Анфия Козловская оставила сокровища обители, накопленные в течение столетий, в тайнике: их по частям зарыли в трапезной и в келье казначейши. После этого сама игуменья с большинством сестер уехали из Москвы, оставив для охраны казначейшу и нескольких монахинь.
Казначейша предприняла определенные меры для того, чтобы отвести глаза врагов от спрятанных денег: в трапезной и кельях было установлено несколько лавок с лежащими на них якобы заразно больными сестрами. Ворвавшиеся сюда французские солдаты, увидев умирающих старух, забыв о развлечениях и опасаясь за собственное здоровье, ушли было прочь. Но вскоре вернулись за тем, чтобы под пытками у здоровых монахинь выведать, где те прячут золото. Увы, грабители забыли о хваленой французской галантности и, как говорится в составленных позже записках, монахини «были бесчеловечно мучены, а одна убита; три, искавшие спасения в погребе, задохнулись от дыма».
После изгнания французов сокровища по указанию новой игуменьи Афанасии частично израсходовали на восстановление обители, а через 77 лет игуменья Антония открыла при монастыре церковноприходскую школу, о которой упоминается еще в документах за 1914 год.
Обитель на протяжении своей истории несколько раз сгорала, подчас дотла, но тут же, словно мифическая птица Феникс, возрождалась из пепла.
На месте основания первой кельи - будущего Богоявленского монастыря, итальянский архитектор Алевиз Фрязин (итальянец из Милана) построил каменную церковь Алексея человека Божьего. В том же году храм сгорел. Переехали в Чертолье, на крутой берег реки Волхонки. В 1611 г., в Смутное время, монастырь сгорел уже на новом месте, и, казалось бы, история его должна была бы окончиться. Однако царь Михаил Федорович по совету отца патриарха Филарета в 1625 г. построил на пепелище новую церковь святого Алексея человека Божьего с приделами Тихвинской Божьей Матери и Зачатия святой Анны и возобновил монастырь. Однако через четыре года сильный пожар опять уничтожил все постройки монастыря.
Поскольку в марте этого же года у царя Михаила Федоровича родился наследник Алексей, он опять разрешил возобновить здесь же старую обитель. Уже в 1634 г. каменщики Онтип Константинов и Трифон Шарутинов построили в монастыре церкви Преображения и Алексея человека Божьего. 29 мая 1737 года, в Чертолье вспыхнул Троицкий пожар, который уничтожил в монастыре все деревянные здания и серьезно повредил каменные постройки. Но, как не единожды в прошлом, обитель была вскоре восстановлена. В 1812 году, во времена нашествия Наполеона неприятельские гренадеры разорили и вновь сожгли монастырь.
Большевики в начале 20-х годов прошлого века монастырь жечь не стали, попросту его закрыли, а все помещения, в том числе и храмовые, заняли под жилье или под хозяйственные цели. Но вот что поразительно - минули советские времена, и сейчас, на Верхней Красносельской за новым жилым домом, поставленным на месте храма архангела Михаила, трапезной и корпуса настоятельницы, стоит храм Алексея человека Божьего, приспособленный, правда, было под районный Дом пионеров, а восточнее его, через вновь проложенную магистраль, высится обветшавший пятиглавый храм Всех Святых, некогда стоявший почти в центре кладбища.
О Стародевичьем же кладбище - отдельный рассказ.
Старое девичье кладбище
«Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Александр Сергеевич Пушкин
Для монахинь одним из способов заработать себе на пропитании была продажа земли для захоронения на кладбище при обители. Люди - кому это было по карману, охотно покупали землю, веря, что, если их похоронят на монастырской земле, то они окажутся ближе к Богу. Так возле монастырей образовывались даже не просто места захоронения, а настоящие пантеоны памяти. Стоит ли перечислять имена тех, кто был предан земле в Александро-Невской Санкт-Петербуржской лавре или на московском Ново-Девичьем? Слишком длинным получился бы список, который и без того, мы уверены, вам известен. На кладбища идут - не только на Дмитровскую субботу, но и в другие дни не только для того, чтобы привести в порядок могилку близких родичей, но и чтобы отдать дань памяти великим людям.
У каждого тут свои приоритеты: для одного это Булгаков, для другого - Хрущев. Имена эти памятны потому, что о них много говорят и пишут. Ну, а если не пишут и не говорят, то, что же, они, не обласканные славой уже и не нужны нам? Как станет ненужным нам пусть и не самый знаменитый, но родной дед или простая, но такая дорогая и любимая бабушка? Нет, конечно, нет. Они - любимые потому, что родные. А Родина - эта та земля, в которой покоятся наши предки. Потому ее и защищают от врагов, проливая свою кровь - берегут счастье живых и покой усопших.
На Стародевичьем, или Алексеевском, кладбище, еще в Чертолье, была родовая усыпальница древнего княжеского рода Щербатовых, ведших свой род от черниговской ветви Рюриковичей. То есть, они могли и великий стол претендовать, но служили великим московским князьям и царям на высших должностях: были и воеводами, и боярами, и окольничими, и стряпчими, и стольниками. Так, Меркурий Александрович в конце XVI века в Сибири порядок наводил, будучи воеводой в Тобольске. Воеводами были и братья Лука и Константин Осиповичи. Последний и поляков бивал, и войско Степана Разина побил у села Мурашкино, а под конец жизни стал енисейским воеводой.
Не затерялись Щербатовы и в последующие времена: Иван Андреевич (1696-1761), при Петре II был посланником в Испании, а при Анне Иоанновне - в Константинополе и Лондоне, затем состоял вице-президентом Коммерц-коллегии, президентом Юстиц-коллегии и сенатором. Михаил Юрьевич(1686-1738) - генерал-майор и архангелогородский губернатор, начал свою службу при Петре, участвовал в целом ряде сражений в Великую северную войну и в шести из них был ранен. Михаил Михайлович (1737-1790) - известный историк. Алексей Григорьевич (1777-1848) - генерал от инфантерии. Участвовал в войнах с Францией и Турцией; в 1813 г. одержал блестящую победу над французской дивизией генерала Пюто на рекеБобре под Левенбергом, взяв в плен 3000 человек и 16 арторудий.
В 1844 году стал Московским генерал-губернатором или, по-современному, мэром. Другой Щербатов, князь Александр Алексеевич (1829-1902) - общественный деятель, был в 1860-х годах московским городским головой. Но, конечно, на Алексеевском кладбище лежали не все Щербатовы.
Или, скажем, блистательный род дворян Паниных, возведенных в графское достоинство! Наверное, сейчас трудно понять, сколь важное значение имели в старину тонкости придворного ритуала. Например, величайшей честью было для Никиты Панина нести фонарь перед государем Иваном Четвертым во время свадебного шествия. Да и другие Панины верой и правдой служили царю и отечеству. Никита Федорович был воеводой последовательно в Карачеве, Ржеве, Валуйках, Пронске. А Иван Иванович, перед тем как в 1675 году стать думным дворянином, служил воеводой в Польше и Саранске. Повоевал и Василий Никитич - ходил походами против Разина.
На монастырском кладбище был похоронен генерал-поручик и сенатор Иван Васильевич Панин(1673-1736) не только прославившийся своими подвигами, но и родивший двух славных сыновей, Никиту и Петра, перечислять заслуги которых перед Россией можно очень долго. Поэтому ограничимся лишь самой краткой справкой: Никита Иванович Панин (1718-1783) - граф, российский государственный деятель и дипломат, почетный член Петербургской Академии наук; с 1747 года посланник в Дании, Швеции. Участник дворцового переворота 1762 года. Воспитатель Павла I. В 1763-81 руководил Коллегией иностранных дел. Автор конституционных проектов.
Петр Иванович Панин - так же граф, генерал-аншеф (по-современному - генерал армии); участник Семилетней и русско-турецкой 1768-1774 годов войн. С июля 1774 года командовал карательными войсками в борьбе против армий Емельяна Пугачева.
Или другой княжеский род, ведущий свое начало от Рюрика - Шаховские. На кладбище покоился прах одного из ближайших сподвижников Петра Великого генерал-аншефа Алексея Ивановича Шаховского (умер в 1752 году) - сенатор и правитель Малороссии (кто не знает, это - Украина).
Тут же лежали русские дворяне Загряжские, род которых, по сказаниям древних родословий, идет от татарина Исахара, во крещении Гавриила, «мужа честна, свойственника царя Ордынского», выехавшего к великому князю Дмитрию Донскому и бывший у него «ближним человеком». Его потомок, Дмитрий Давыдович, трижды ездил русским послом в Тевтонский орден, а сын Данило в 1536 году был послан к крымскому хану. Так осталось и в дальнейшем: Владимир Федорович Загряжский был послом в Австрии. Артемий Загряжский (1674-1754) - генерал-аншефом и казанским губернатором.
Или Юшковы - старинный русский дворянский род, ведущий свое начало от выехавшего из Золотой Орды к великому князю Дмитрию Ивановичу Зеуша, после крещения - Стефана. От старшего его сына Юрия пошли Юшковы. Из них более известны: Иван Григорьевич, воевода в Белеве и Перемышле (1614-1621); Гавриил Константинович, дворянин московский, воевода курский; Пимен Дементьевич, дворянин московский, воевода псковский, сотенный голова в Москве и Можайске, участник взятия Себежа (1632).
Уже на новом месте, в Красном селе, появилось и новое монастырское кладбище, на котором были похоронены многие известные люди. Иное время - иные люди. Это живописец Илларион Михайлович Прянишников (1839-1894),чьи работы хранятся в Третьяковской галерее. Это известный историк литературы Александр Александрович Шахов (1850-1877) - историк литературы.
Это прекрасный романист и археолог Александр Фомич Вельтман (1800- 1870).Его перу принадлежат исторические и фантастические романы «MMMCDXLVIII год, рукопись Мартына Задеки», «Кощей Бессмертный», «Святославич, вражий питомец», «Лунатик», «Ротмистр Чернокнижников, или Москва в 1812 году», «Новый Емеля, или Превращения» и другие не читанные вами произведения.
Можно вспомнить еще имена прекрасного мемуариста Филипп Филипповича Вигеля, замечательного скульптора Николая Александровича Рамазанова (ему принадлежат многие горельефы на внешних стенах храма Христа Спасителя - «Владимирская Божия Матерь», «Святая царица Александра», «Мария Магдалина»", «Святой князь Даниил Московский» и другие). Или великолепных писательниц Шаликовых, Александру Ивановну и ее племянницу Наталью Петровну.
Зачем мы вспоминаем эти имена? Для того чтобы вы поняли, что всё это, вместе с надгробиями на Алексеевском монастырском кладбище уничтожено, и вам неизвестно.
Святой заступник
«Как же мне постигнуть тебя, Сергий, отче!.. Дай, Господи, мне, грешному и земному, описать человека неземного и безгрешного».
Дмитрий Михайлович Балашов, «Похвала Сергию»
О Сергее Радонежском сказано столько, что добавить что-то к уже сказанному, и не повторится, уже, кажется, нечего. Но все же нам хотелось бы сказать, что преподобный Сергий не только основал под Москвой Троице-Сергиеву лавру, не только благословил Дмитрия Донского на решающую битву за независимость Руси, он сделал несравнимо больше - дал образец праведной жизни для всех будущих времен. Читая житие Сергия нельзя не улыбаться так, будто читаешь прекрасную приключенческую повесть (правда, и автор Жития один из лучших русских писателей - Епифаний Премудрый).
Вообще, в прежние времена жизнь Сергия служила источником вдохновения для многих хороших писателей. Среди них - келарь Лавры Авраамий Палицын, автор прекрасной «Повести об осаде Троице-Сергиевой лавры». Если вы еще не знаете, то там речь идет о Смутном времени, когда поляки, захватившие Москву, попытались овладеть и монастырем, да не тут-то было! Ни прельстительными письмами, ни пушечным огнем не удалось поколебать стойкости русских.
И вот в это, очень трудное для его детища время, Сергий явился в монастыре, чтобы поддержать осажденных - монахов, воинов, женщин и детей. И появление его было …очень убедительным и действенным.
Палицын пишет: «В день недельный по утреннем пении пономарь Иринарх сел отдохнуть и уснул и увидел входящего в келию великого чудотворца, который сказал пономарю:
- Скажи, брат, воеводам и ратным людям, что к пивному двору будет сильный приступ. Скажи, чтобы они не ослабевали и с надеждой держали оборону.
И видели святого ходившего по граду, и по службам, кропящего святой водой монастырские строения. После известия чудотворца с воскресенья на понедельник, в третьем часу ночи, загремели пушки и многочисленное литовское воинство, громко крича, устремилось к городским стенам со всех сторон. Против же пивного двора положили множество бревен и хвороста, соломы и смолы, и зажгли острог у пивного двора, и на тот огонь сбежались русские люди и много побили неприятеля, и огонь погасили, и острогу сгореть не дали.
По другим стенам града "козы" с огнем вниз спускали и литовских людей много побили».
Так Сергий подсказал, откуда враги будут делать подкоп и, тем самым, помог отразить очередную атаку.
Предстал он с предупреждением не только перед низшими церковными чинами, но и перед настоятелем монастыря. Вот как об этом говорится у Палицына: «В то же время в церкви пресвятая Троицы архимандрит Иосаф уснул и внезапно увидел святого и блаженного отца нашего Сергия чудотворца стоящего против чудотворного образа святой живоначальной Троицы, подняв руки вверх и со слезами молящегося Троице.
И обратился святой к архимандриту:
- Встань, брат. Сейчас время для пения и молитв, да не приедет на вас напасть. Господь всесильный своими щедротами от многого вас уберег, и в будущем поможет потому, что вы в покаянии живете.
Архимандрит проснулся и рассказал о том людям... »
Явление Сергия придавало людям крепость духа, было предвестием их победы, причем не только силой оружия, сколько и даже прежде всего, силой своей веры. Сила веры это не слова, а действие, способное отвратить врага, что и происходило под стенами монастыря: «Дню же наставшу памяти святого мученика Дмитрия мироточца Солунского, в первый час дня, архимандрит Иосаф со всем освещенным собором и иноками, и весь на род, взяв честные кресты и чудотворные иконы, начали обходить по стенам града, и моления воссылали к всемилостивому Богу и ко пречистой Богоматери. Увидевши это литовские люди во рвах под стенами града, испугались и побежали изо рвов в табор свой».
Причем, Сергия явственно видели не только осажденные, но и осаждающие, среди которых, к сожалению, были и русские казаки. Один из них, по имени Иван Рязанец, пришел в монастырь и сообщил, что литовцы ведут подкоп подкруглую башню. А потом пояснил, отчего это он решил выдать намерения союзников и предупредить об опасности. « В прошлую ночь, - начал он свой рассказ, - было видение атаманам и казакам нашим; видели многие, как вокруг града ходили два седобородых старца, наполовину утонувшие в земле, светозарных обликом. И были это некто другие, как чудотворцы Сергий и Никон».
Поясним: преподобный Никон Радонежский - ученик Сергия и после его смерти, игумен Троице-Сергиевого монастыря. Во время нашествия хана Эдигея на Москву в 1408 году Троицкая обитель была разрушена и сожжена; Никон устроил ее снова на прежнем месте. Скончался в 1426 году; память его отмечают 17 ноября.
Между тем казак продолжал свой рассказ о святых игуменах монастыря, первом и втором. «Один, - говорил он о Сергии, - имел в руке золотую кадильницу, а над кадильницей животворящим крест и тем благословлял городские стены. Другой же имел в своей правой руке кисть как кропило, в другой же руке - чашу, из которой кропил святой водой стены обители. И пели они своими устами стих всегласно: - Спаси господи, люди твоя!
И обратился к нашим полкам преподобный, а от лица его сияло огненное пламя: « О злодеи, законопреступники! Почто сошлись разорить дом пресвятой Троицы и в нем божьи церкви осквернить? И монахов, и всех прочих людей погубить? Но не даст вам на это благословение Господь!»
И, по признанию казака, после этих слов Сергия случилось чудо. Литовцы, далекие от православной веры, не веря своим глазам, принялись стрелять в говорившего, думая, что перед ними какой-то монах. Но пули и стрелы в полете развернулись, полетели обратно и поразили самих стрелявших: кто стрелял, тот и был ранен из своего же оружия. Но дело на том не кончилось. Преподобный явился еще раз, но на сей раз он пришел только к русским казакам и отчитал их в пух и прах, пригрозив: «Мольбу на вас, злодеев, сотворю всевышнему царю, и во веки осуждены будете мучиться в геене огненной». При этом как бы явилось в небе видение и самой геены огненной. Казак описал ее так: «И были в то время молнии и громы на небе, а с запада и юга появились два озера великих и слились воедино, и поднялись вверх, встали как гора, и потопили все полки литовские».
Видение в небе видели многие, в том числе поляки и литовцы. На следующее утро они собрались обсудить увиденное. Многие думали, что это предвестник наводнения. Неожиданно встал с места донской атаман Стефан Епифанец и обратясь к гетману Сапеге и пану Лисовсому, сказал: « Великие гетманы!Я скажу вам,что такие сны не к добру бывают. Это знамение являет преподобным Сергий чудотворец, который не водами пугает нас, но множество православных воинов ведет на нас. И велико падение наше будет...»
Литовцы возмутились и закричали, что донской атаман специально запугивает людей потому, что задумал измену.
Стефан же послушав их речи, только плюнул себе под ноги, да и собрал все свои пять сотен человек и той же ночью увел их от стен Троицкого Сергиева монастыря, чтобы не творить зла русским людям и единоверцам.
Поляки бросились в погоню и нагнали казаков у реки Клязьмы, но они, как пишет Палицын, «помилованные от Бога молитвами отца нашего Сергия, ушли неповрежденными и вернулись на Дон во здравии. А атаман Стефан Епифанец велел о том рассказать монастырским людям».
На том и закончим рассказ о делах XIV века и их эхе в грядущем. Перейдем к веку пятнадцатому, чтобы рассказать об одной литовской княжне, ставшей великой русской княгиней.
Loading... (Longer if IE explorer)
Гороскоп - ОвенКонтактыНаши RSSПо материалам:В помощь |
О Москве
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы предлагаем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Администрация не несёт ответственности за файлы и их содержание предоставленные пользователями сайта. Мы не храним никаких материалов на своих серверах, кроме ссылок на файлы других сервисов. |
Translate page:Экспорт Новостей |