"Севастопольская газета" #43 • 27 октября — 2 ноября 2005
Линкор «Юлий Цезарь», переименованный в «Новороссийск»
На этой неделе исполняется полвека со дня гибели линкора «Новороссийск», затонувшего в Севастопольской бухте 29 октября 1955 года. Хоть фраза «тайна века» и избита, но о трагедии линкора «Новороссийск» иначе и не скажешь. И спустя 50 лет не прекращаются споры о причинах гибели корабля, появляются все новые версии. Каждая из них имеет слабые стороны и не до конца объясняет случившееся.
Мнение
Три версии гибели «Новороссийска»
Старшина линкора «Новороссийск» Юрий Лепехов
По мнению председателя совета ветеранов линкора «Новороссийск» Юрия Лепехова, наиболее правдоподобных версий три: минная (официальная), минно-диверсионная и диверсионная.
Мина
По официальной версии Государственной комиссии, расследовавшей трагедию, причиной взрыва стала немецкая мина, оставшаяся со времен Великой Отечественной войны. Это подтверждают характер и форма взрыва.
В ходе разбирательства и проверки версии было установлено, что корабль при буксировке в 18 часов задел мину, оставшуюся со времен Великой Отечественной войны. Однако, как удалось выяснить, мина, на которую наткнулся «Новороссийск», пролежала в море порядка десяти лет. Поэтому маловероятно, что она могла послужить причиной взрыва такой разрушительной силы, насквозь пробив восемь палуб, три из них — бронированные. Даже при условии, что на дне находилось два ящика с минами, они не могли разнести броню в 200 миллиметров толщиной. Также остается непонятным, почему она взорвалась ровно в 1 час 30 минут ночи.
Минная диверсия
Сторонники этой версии утверждают: мина была, но не одна. Внутри корабля был заложен диверсионный заряд и внешний взрыв инициировал внутренний. Но и здесь есть вопросы без ответов: когда был заложен диверсионный заряд и каким образом удалось совместить его местонахождение и положение мины? Но Ю. Лепехов придерживается именно этой версии и исходит из того, что перед передачей корабля на Черноморский флот в один из отсеков в его носовой части был заложен диверсионный заряд.
— Сделали это, вероятнее всего, англичане, а не итальянцы, как принято считать, — говорит Ю. Лепехов. — Корабль длительное время находился на английской военно-морской базе «Лаволетто». После возвращения в Италию тоже находился в зоне английских оккупационных войск. Кроме того, у англичан богатый опыт подобных диверсий. Достаточно вспомнить таинственную гибель броненосного крейсера «Пересвет» в 1916 году или пиратский налет британских торпедных катеров на Кронштадт.
Я думаю, что был заложен не только снаряд, но и взрыватель. Потом английская мини-лодка вошла в бухту и поставила мину под кораблем. Если они знали, где заложен взрыватель, то понятно, куда следовало поставить мину. Данная версия позволяет объяснить точное время взрыва, рассчитанное заранее. К тому же я могу ссылаться на свои наблюдения. Когда командование приняло корабль, я в первые дни детально осмотрел его и обнаружил отсек, где три выреза были заварены. Сварка была недавняя и очень квалифицированно выполненная. Возникает вопрос, кому нужно было в самом отдаленном отсеке корабля — нижней носовой части — их заваривать. Однако командование никаких мер по этой информации не приняло.
Диверсия
Диверсия могла быть осуществленна на подобной человекоуправляемой торпеде
Имеются подтверждения того, что как раз в 1955 году у итальянцев на вооружении появились миниатюрные подводные лодки, которые могли переносить боевые заряды и пловцов. Кстати, итальянская сторона прямо заявляла о своем нежелании, чтобы «Юлий Цезарь», доставшийся Советскому Союзу по контрибуции, ходил на Черноморском флоте под именем «Новороссийск».
Сторонники этой точки зрения исходят из того, что бывшие диверсанты итальянской флотилии «Боргезе» вошли в Севастопольскую бухту и выпустили торпеду по линкору.
Эта версия больше всего подвергалась критике специалистами. Военно-политическое и военно-техническое положение Италии после войны было таким, что не позволяло ввязываться в диверсии с победителями. А в 1996 году капитан 1 ранга Норченко в Италии встречался с тремя бывшими членами флотилии «Боргезе», которые очень убедительно доказали свою непричастность к гибели «Новороссийска».
Желающие более подробно узнать о том, что же случилось в Севастопольской бухте в ту октябрьскую ночь, могут посетить научно-практическую конференцию, которая начнет работу в пятницу, 28 октября, в Доме офицеров Черноморского флота.
Татьяна РИХТУН
--------------------------------------------------------------------------------
От первого лица
Виктор Салтыков
Пережившие взрыв
Сейчас в Севастополе проживают 42 члена экипажа линкора «Новороссийск». В Украине — около ста, еще 250 — в странах СНГ. Матрос Виктор Салтыков оказался в числе тех, кому посчастливилось выжить.
Накануне
Бывший левый замочный седьмой зенитной батареи линкора «Новороссийск» В.Салтыков в октябре 1955 года дослуживал уже четвертый год.
В три часа ночи 20 октября «Новороссийск», стоявший в Донузлавском порту, в экстренном порядке по тревоге перевели в Севастополь. Командование объяснило дислокацию тем, что в Черном море обнаружили неизвестную подводную лодку, и кораблю было необходимо обеспечить надежную охрану базы ЧФ.
После проведения учебных стрельб на Фиоленте 28 октября, в пятницу, в 18.00 корабль вернулся на стоянку в Голландию. В тот день охрана Северной бухты не осуществлялась, боны оставались открытыми.
Неожиданно с крейсера «Дзержинский», где располагался штаб Черноморского флота, поступил сигнал отставить швартовку. К «Новороссийску» подошел маленький буксир и начал разворачивать корабль. «Новороссийск» бросил в море якорь, зацепился тросом за бочку и стал прямо напротив Аполлоновки. В 12 часов ночи дежурный по кораблю доложил помощнику командира, что северо-западный ветер сносит корабль в сторону. Корабельный трос натянулся до предела. В 1.30 прогремел взрыв.
Взрыв
В. Салтыков вспоминает, что зенитчики сначала приняли объявленную тревогу за учебную. Но последовала команда: спасать людей, спустить шлюпки. Таким образом, к счастью, удалось спасти тех людей, которых взрывной волной выбросило в море.
Тем временем экипажу корабля поступила новая команда: не занятым борьбой за живучесть спуститься в кубрики, забрать комсомольские билеты, книжки «Боевой номер» и построиться на юте. Все побежали на ют по правому борту, там скопилось больше тысячи матросов. Еще не все успели добежать до юта, как поступила новая команда: всем по боевым постам. Те, кто ее выполнил, погибли, так как возможности выбраться оттуда не было.
— На другой день, — делится воспоминаниями В. Салтыков, — нас послали на Госпитальную пристань, чтобы мы опознали погибших. Водолазы вытаскивали их веревками по трое на причал. Лица были уже темные, наверное, от ила, но по боевому номеру человека можно было опознать. Я опознал почти всех.
Елена КОЖАКИНА