«Хитрая баба литовская»
«Давно уже одевалась по-русски, пряча волосы, заплетенные в две тугие косы, дабы не отличаться от местных боярынь московских. И как это она далась на обман, связавши свою судьбу с этим сумасшедшим русичем и до горькой обиды женской ставшим уже родным ей человеком!»
Дмитрий Михайлович Балашов, «Государи московские VIII. Воля и власть»
Задолго до «женского века» в русской истории – от царствования Екатерины Первой до Екатерины Второй, Русью правила дочь великого литовского князя Витовта, жена великого князя Владимирского Василия Дмитриевича, мать великого князя Московского Василия Темного. Софья Витовна – женщина уникальной судьбы, достойная восхищения и преклонения. Вместо этого ее поначалу, как это водится, оболгали, а потом, что куда хуже, постарались забыть. Не вышло. Слишком яркой и независимой личностью она была. При этом, в отличие от немецких принцесс, ставших православными русскими русским императрицами, Софья оставалась верной своей первой родине и всегда в межгосударственных спорах отца и мужа, держала сторону Витовта. За что ей часто – чисто по-семейному, доставалось от мужа. Все равно – отмолчится и примется потихоньку за осуществление своей потаенной мечты – присоединения Русь к Литве. Если эта затея осуществилась бы, то сейчас все было бы иначе: то ли Русь стала бы католической, то ли, что вероятнее, Литва – православной. Однако, и XIV,и в XV веке, это были несопоставимые величины - Литва и Русь!
Может быть даже и против своей воли, Софья все больше втягивалась в русскую жизнь, все больше жила заботами и чаяниями неродного для нее народа. Она ездила на богомолье к Сергию Радонежскому и в 1392 году, когда святой Сергий скончался, была на его отпевании. Ее заботами началось в Москве строительство Сретенского монастыря на том месте, где она вместе с москвичами встретила икону Владимирской Божией Матери. Вместе с мужем она, с 1404 года, ввела на Руси новое летоисчисление. Если прежде новый год начинался с марта, то теперь он стал исчисляться с сентября. Так и оставалось до петровской реформы.
В 1405 году София заказала иконописцу Андрею Рублеву роспись Благовещенского собора в Кремле.
Усилиями великокняжеской четы Русь, словно позабыв об Орде, расцветала и возвращала былой, еще с Киевской Руси, международный авторитет: в 1414 году Василий I и София Витовтовна выдали за греческого царя Иоанна Палеолога свою старшую дочь, Анну.
Может быть, по-настоящему православной «лихая литовская баба», как называли ее недоброжелатели, стала после чуда, явленного иконой Владимирской Богоматери.
Согласно легенде, эта святыня была написана евангелистом Лукой. Она бережно хранилась в Константинополе, откуда, в качестве приданного греческой принцессы прибыла в Киев, затем икона хранилась в Вышгородском храме, откуда и была вывезена Андреем Боголюбским в Залескую Русь. Там, опять же согласно легенде, икона указала, какой именно город в Ростовской земле станет новой русской столицей - Владимир, откуда и название иконы, и где быть великокняжеской резиденции – в Боголюбово. С тех пор икона хранилась во владимирском Успенском храме, а в 1395 году она была перевезена в Москву. На месте встречи ее был возведен Сретенский монастырь.
Обстоятельства перенесения – на время, образа Владимирской Богоматери были исключительные и трагичные: в 1395 году войска великого тюркского воителя Тимура, иначе Тамерлана (1336 - 1405),расправившегося с Золотой Ордой, приближались к Москве, грозя уничтожить русскую столицу и ее жителей. И, хотя великий князь выехал в Коломну, чтобы не допустить врага к Москве, понятно, что эта задача была ему просто не по силам. Тут нужны были более многочисленные армии или …заступничество высших сил.
Тимур даже не стал тратить времени на сражение с Василием Дмитриевич, а, обойдя его, вплотную подошел к городским стенам: Москва лежала перед ним, как на ладони.
Узнав, что враг уже у ворот столицы, великий князь по совету матери своей Евдокии послал распоряжение митрополиту Киприану: срочно перенести чудотворную икону Богоматери в Москву. 26 августа 1395 года великая княгиня Евдокия и великая княгиня София в сопровождении князей, бояр и духовенства, старых и малых, здоровых и больных москвичей вышли навстречу чудотворному Образу. Увидев икону, все пали перед нею, и необъяснимые для столь тревожного случая чувства покоя и веры охватили всех.
Той же ночью Тамерлан увидел вещий сон: огромное небесное воинство, стоя на облаке, наплывает на него. Увидел он и образ женщины с младенцем на руках, а перед ней другую женщину, воздевшую руки в молитве. Вокруг женщин стояли суровые седобородые мужи. Они обратили на воителя гневные, горящие внутренним жаром, взоры и хором сказали, потребовали, чтобы Тимур тотчас же убрался прочь от Москвы.
Поутру эмир потребовал у своих мудрецов, чтобы они растолковали его сон-видение. И те объяснили, что женщина с младенцем на руках – это русская богиня, которая всегда заступается за русских и творит чудеса. Другая женщина, возносящая молитвы, это великая русская княгиня, а старцы – русские святые, которые, как и богиня, способны творить чудеса, а потому не стоит пренебрегать их требованиями.
Словом, многочисленное войско Тимура, не медля, снялось с места и ушло обратно в бескрайние степи. Ничего подобного у стен Москвы ранее не случалось, и люди уверовали в святое заступничество Богородицы. Стоит лишь отметить, что и Софья Витовна привиделась Тимуру – это она воздевала руки, моля Деву Марию спасти русский народ.
Поначалу икону вернули во Владимир, но потом прибегали к ее помощи еще несколько раз и, в конце концов, окончательно перевезли 23 июня 1480 года в новый, специально для того построенный, Успенский храм. Это перемещение иконы Владимирской Богоматери в Москву означало и окончательное утверждение новой духовной столицы Руси. Забегая наперед, скажем, что позже, с XVI века, со времени правления Ивана Четвертого, почитание святого образа продолжало расти. В наше время церковное празднование Владимирской иконы совершается трижды в году: 26 августа - в память о чудесном спасении Москвы от войск Тимура в 1395, затем - 23 июня, в память об окончательного перенесении иконы в Москву и бескровной победы над татарами на реке Угре в 1480, и еще 21 мая, в память избавления Москвы от набега крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году.
Менее известно другое: по секретному распоряжению Сталина с иконой Владимирской Богоматери на борту советские летчики совершали облеты фронтов в самые трудные часы зимой 1941-42 годов, когда казалось, что Москва будет сдана фашистам...
Ну, а что же великая княжна Софья Витовна? Тридцать пять лет - с 1389 по 1425 годы, она восседала на престоле, рядом с мужем, а после его смерти, при малолетнем, а потом уже и при взрослом сыне, правила единолично, пережив, при этом, такие невзгоды, которые многие и не снились. Но об этом потом.
Сейчас скажем лишь, что эта внучка известной литовской вайделотки Бируты – языческой жрицы, прожила долгую жизнь и, когда в 1453 году, перешагнув восьмидесятилетний рубеж, отошла в иной мир, то не оставила после себя никаких украшений, которые обычно бывают у всех женщин. Все ее богатство, помимо земельных владений, составляли святыни и среди них, как значилось в описи: «икона Пречистыя Богородицы с пеленою, большая стенная икона Богородицы с пеленою и с убрусами…»
Кто бы после этого назвал великую княгиню католичкой и литовкой? Она умерла истинно православной и надеемся, встретилась с Богоматертью, с чьим образом не расставалась и в самые тяжелые времена своей жизни, а их, как мы сказали, с лихвой хватило бы на нескольких обычных людей.
-----------------
Золотой пояс
«В 1433 году во время свадьбы Василия Васильевича его мать, Софья Витовна, сорвала драгоценный золотой пояс с другого Василия — сына Юрия Дмитриевича».
Лев Николаевич Гумилев, «От Руси к России»
Наверное, вы слышали об этом скандале, ведь слухи живут веками. Ну, или видели картину Павла Петровича Чистякова «Софья Витовна срывает золотой пояс с князя Василия Косого». Только вот неясно, отчего это она так разбушевалась? То ли оттого, что выпила лишнего на свадьбе сына, то ли после восшествия Василия Васильевича на великокняжеский престол решила, что отныне ей все позволено?
Конечно, это вопрос не бытовой, да и золотой пояс не просто деталь туалета, а символ, в данном случае, преемственности высшей власти.
И история эта началась давно – с соперничества княжеств за высшую власть на Руси в XIV веке. Распри между Суздалью и Москвой закончились миром и заключением двух браков: великий князь Суздальский Нижегородский Дмитрий Константинович отдал свою старшую дочь Марию за сына московского тысяцкого Василия Вельяминова Ивана, а вторая дочь, Евдокия, вышла за московского князя Дмитрия Ивановича, будущего героя Куликовской битвы. Само собой, свадьба Евдокии имела политическое значение и потому Тесть преподнес зятю в знак примирения богатый дар – золотой пояс.
Иван Васильевич Вельяминов, очевидно, считал иначе – раз он женится на старшей дочери, то и главный свадебный подарок должен достаться ему. Во всяком случае, во время праздничной суеты золотой пояс внезапно исчез. Его искали, не нашли и, что ж делать, примирились с потерей…которая до поры лежала на самом дне в воровском сундуке. Извлекли золотой пояс лишь 67 лет спустя, на свадьбе внука Дмитрия Донского, Василия Васильевича. Но за эти годы произошло много важных событий. Начнем с того, что судьба Ивана Вельяминова оказалась трагичной. Его свояк, Дмитрий Донской, уничтожил должность тысяцкого, о которой мечтал Вельяминов. Обидевшись, он бежал к главному врагу Москвы – тверскому князю. Оттуда Иван Васильевич бежал в Орду, там отыскал какого-то колдуна, которого отправил на реку Вожу, где в то время стоял князь Дмитрий с войском. Волшебника отловили и сослали подальше, а его заказчика отловили в Серпухове, перевезли в Москву, где привселюдно казнили на Кучковом поле за предательство. Это была первая публичная казнь.
В 1389 году, через девять лет после Куликовской битвы, умер Дмитрий Донской. Великим князем стал его сын, Василий. Тридцать пять лет вместе с ним правила Русью Софья Витовна. Задолго до своей кончины Василий Дмитриевич составил завещание, по которому власть после него должна была перейти к его брату Юрию, следующему за ним по старшинству. Но после смерти великого князя, последовавшей в 1425 году, неожиданно появилось новое завещание, по которому верховную власть в стране должен был унаследовать его сын, десятилетний князь Василий Васильевич. Эта неожиданная перемена вызвало возмущение, в первую очередь Юрия Дмитриевича Звенигородского, брата великого князя. Открыто говорили о подмене завещания и указывали на автора подлога – Софью Витовну, расстаравшуюся ради родного сына. Великая княгиня вызвала к себе митрополита Фотия и с его помощью составила послание в Звенигород князю Юрию, дабы он признал власть нового великого князя, для чего и явился бы в Москву.
Князь Звенигородский – человек умный, понял, что его заманивают в ловушку и, поскольку обстоятельства для него складывались на тот момент не самым благоприятным образом, отбыл на запад – в свою вторую отчину, Галич ( речь идет не об украинском городе, а о русском, что в Костромской области). На послание великой княгини он ответил, что вернется и еще поборется за престол, принадлежащий его по праву старшинства в роду, установленного еще при Ярославе Мудром.
После этого обе стороны – Юрия и Софьи Витовны, начали готовиться к войне. Но «хитрая баба литовская» сделала ход, который отбил у князя Юрия открыто выступать против нее: она обратилась за помощью к любящему ее отцу, могущественному великому князю литовскому Витовту. Тому ничего не стоило ударить по Галичу и разбить войска Юрия и его союзников.
Звенигородский князь понял, что потерпел поражение еще до начала боевых действий. Поражение не полное, а только первый раунд борьбы. И сделал ответный дипломатический ход – отправился за ярлыком на великое княжение в Орду. У него была полная уверенность в успехе этого предприятия, ведь влиятельный ордынская мурза Тегиня был его закадычным другом.
Но, увы, Юрий недооценил степени женского коварства. Ответный удар Софьи был гениально прост. Она вызвала к себе ловкого боярина Ивана Дмитриевича Всеволожского и ударила прямо и сразу изо всех орудий: «Добудешь Василию великокняжеский ярлык - женю его на твоей дочери». Нетрудно предугадать, как он оторопел от такого предложения: его дочь - великая княгиня! Ну, и уж конечно наизнанку вывернулся, только бы добыть ярлык для предполагаемого жениха дочери. И сделал это…талантливо.
В Орде Всеволожский оказался одновременно с князем Юрием Дмитриевичем. И сумел обратить главный козырь князя – дружбу с мурзой Тегиней, против него же. Он дал князю высказаться, дождался, пока тот уйдет, а потом напрямую спросил у ханского совета:
- Хотите иметь над собой Тегиню? Так и будет, если великим русским князем станет его друг Юрий.
Довод показался очень веским – мурзу в Орде боялись и люто ненавидели, у него было множество врагов. Потому и проголосовали за, на тот момент семнадцатилетнего, московского князя.
Ирония ситуация состояла в том, что это был чистый блеф – русские князья не делали мурз и нойонов ханами: не было на то ни сил, ни возможностей.
Боярин возвращался победителем – мало того, что он выполнил условие, поставленное великой княгиней, но добился еще и от самого Василия подтверждение обещания. Он был уверен, что вскоре станет ровней Софье Витовне, будет ее запросто называть свекрухой. Ан нет! «Хитрая баба литовская» сильно удивила боярина и во второй раз.
Очень красочно изобразила воображаемую сцену встречи Софьи Витовны с Всеволожским Лариса Николаевна Васильева в своей книги «Жены русской короны»: «…в Москве, когда Всеволожский напомнил Софии ее же слова, она широко раскрыла глаза:
- Я? Обещала? Да, да, был какой-то разговор. Помилуй, великому князю не подобает твоя боярышня. Нужна княжна, если нет королевны.
Сама, лукавая, уже выбрала жену Василию II - серпуховскую княжну Марию, правнучку Ольгерда Литовского, свою родственницу.
Обиженный Всеволожский переметнулся в стан Юрия Звенигородского».
Иван Дмитриевич поклялся отомстить. И обещанное исполнил. В его руках был совершенно убийственный аргумент: тот самый золотой пояс, который перешел к нему как приданое, когда он взял в жены дочь казненного Ивана Васильевича Вельяминова. Боярин знал историю этого пояса и придумал, как лучше всего использовать этот козырь против коварной Софьи – он подарил золотой пояс сыну князя Юрия Звенигородского, Василию Косому, женившему на его внучке.
Вряд ли князь Василий знал о том, что вещь краденная и, принаряжаясь на свадьбу великого князя, надел этот пояс.
Великая княгиня тут же узнала его – смотрела неотрывно, понимая, что этот пояс – будто негласный символ преемственности высшей власти. Мол, ты обманом захватила то, что тебе по праву не принадлежит, а пояс, принадлежавший еще великому князю Дмитрию Константиновичу, подаренный Дмитрию Донскому – на талии его внука, Василия Косого, настоящего великого князя Руси!
Не стерпела хитрая интриганка – вскрикнула, сорвала пояс, обвинила в воровстве и тем самым начала долгую, тяжелую и кровопролитную войну за власть. Возможно, боярин Всеволожский открыто и издевательски хохотал, наблюдая за Софьей – он отомстил!
--------------------
Тьма
«В среду на той же неделе вечером ослепили великого князя и сослали его с княгиней на Углече-поле, а мать его, великую княгиню Софью, послали на Чухлому».
«Повесть о пленении великого князя, как он был захвачен князем Иваном Андреевичем у Троицы в Сергиевом монастыре»
Сорванный на свадьбе пояс стал причиной братоубийственной войны между внуками Дмитрия Донского. Словно тьма опустилась на Русь: в 1433 году князь Звенигородский Юрий, с сыновьями Василием и Дмитрием, пошел на Москву, согнал с престола племянника, великого князя Василия II и занял великий стол.
Надо сказать, что Юрий не столько рвался к власти из тщеславия, сколько хотел восстановить справедливость. Ну, или во всяком случае, то, что ему казалось справедливостью. Иными были его сыновья – злобные и мстительные. Захваченного в Костроме Василия они предлагали убить, устранив, таким образом, навсегда соперника.
Юрий был против. Причина несогласия в семье заключалась не в последнюю очередь в том, что у отца и его сыновей были советники, к которым они прислушивались. Василия и Дмитрия постоянно возбуждал против двоюродного брата боярина Всеволожский, по чьей вине, собственно, и началась братоубийственная война. А Юрий с уважением относился к мнению боярина Семена Мороза – человека не только большого ума, но и исключительных моральных достоинств. Он-то и уговорил Юрия Звенигородского дать племяннику в удел Коломну. Не смотря на отчаянное сопротивление сыновей и Всеволожского Юрий так и поступил: отпустил Василия с богатыми дарами в Коломну.
Казалось бы, после этого на Руси должен был бы наступить мир. Но где там! Москвичи Звенигородца считали чужим и супостатом, захватившим великий стол лишь по воле случая, а Василий – был свой, московский князь и князь любимый. Вот и вышло, что Москва в раз опустела – все именитые люди потянулись в Коломну, а Юрий остался, практически, в одиночестве.
Юрий, видя такой оборот дела, послал к Василию звать его обратно на великое княжение, а сам уехал в Галич. Московские бояре обрадовались такому обороту дела и, почувствовав себя снова в силе, схватили Всеволожского, которого считали виновником всех бед, и ослепили его… Увы, эта казнь потом отозвалась многократным эхо: лишился зрения Василий Косой, а затем и Василий Второй, получивший по этой причине прозвание Темного.
Но произошло это далеко не сразу.
Если Юрий добровольно оставил великий стол, то его сыновья не собирались так просто уступать высшую власть. Они пошли на Москву и разбили московское войско на берегах реки Куси. Великий князь, узнав, что против него сражались, в том числе, и дружинники дядя, посчитал Юрия предателем, пошел к Галичу и сжег город, вынудив князя бежать на Белоозеро (древнерусский город у истоков реки Шексна из Белого озера. В 1352 году был перенесен на место современного города Белозерска).
Уже вскоре Юрий, соединившись с сыновьями, идет на Москву, разбивает войско Василия и заставляет теперь уже великого князя удариться в бега: тот отправляется сначала в Новгород Великий, затем в Нижний и уже было подумывает о том, чтобы вообще убраться с Руси и отсидеться в Орде. Но тут до Василия доходит слух о том, что Юрий внезапно скончался, а великим князем стал Василий Косой.
Причем, московский стол он занял столь нагло, что, при этом, возбудил лютую ненависть собственных же братьев – Дмитрия Шемяки и подросшего к тому времени Дмитрия Красного. Настолько взбесил их, что они обратились за помощью к своему заклятому врагу – Василию Темному. Тот был удивлен и обрадован подобным оборотом дела: во главе объединенного войска он двинулся обратно в родную Москву.
Понятно, что Василий Косой (не пользовавшейся, кстати сказать, любовью москвичей, как и его отец) вынужден был бежать прочь из столицы. В 1435 году он собрал войско в Костроме и встретился с Василием II в Ярославской волости, на берегу Которосли. Москвичи одержали победу. Оба соперника заключили мир, и Косой в очередной раз пообещал не искать великого княжения. Но когда ж это он держал данное слово?! Уже в следующем году война вспыхнула с новой силой, причем Косой первым прислал Василию II складные грамоты, что было равносильно объявлению войны. Оба войска встретились в Ростовской области при селе Скорятине.
Косой, не надеясь одолеть соперника в честном бою, прибегнул к коварной уловке: заключил с Василием Вторым перемирие до утра а, когда Василий, понадеявшись на это, распустил свои полки для сбора припасов, перешел в наступление. Василий тотчас разослал по всем сторонам приказ собираться, сам схватил трубу и начал трубить. Полки московские успели собраться до прихода Косого, который был разбит и взят в плен. Его отвезли в Москву и там ослепили. После этого летописи ничего не говорят о Василии Юрьевиче вплоть до его смерти в 1448 году. Вероятно, он умер в заточении.
Но оставался еще второй Юрьевич – Дмитрий Шемяка. Вообще, это прозвание происходит от татарского слова означающего «наряд», «нарядный». Кроме князя Галицкого, прозвище Шемяка в разное время носили еще два русских князя. Слово сохранилось и в присловье о Шемякином суд – заведомо неправедном судилище, когда сам судья является заинтересованной стороной.
Дмитрий Юрьевич Шемяка находился в мире с Василием и должен был ему повиноваться как великому князю. Но, когда в 1439 году на Русь напал казанский хан Улу-Мухаммед и Василий II призвал Шемяку на помощь, тот не явился. Это было открытое неповиновение и Василий, дабы проучить удельного князя, пошел на него, Галич взял, а самого князя галицкого заставил бежать в Новгород.
В 1445 году Василий Темный был взят в плен детьми Улу-Махмета, что открыло Шемяке путь к московскому, великокняжескому трону, о котором он мечтал так долго. Однако все обернулось не так, как хотелось: каждый последующий шаг Шемяки изобличал в нем злодея и вызывал общую к нему ненависть. Любимца москвичей, низложенного великого князя Василия он заключил в Троице-Сергиевом монастыре, а потом ослепил. В союзе с Иваном Можайским ворвался в Москву не как русский князь, а как татарский грабитель.
Словом, история с неудачным великим княжением его отца повторилась, только как трагедия. Вновь все именитые люди покинули столицу и перешли к Василию, пусть и незрячему. А в самой Москве поднялось восстание против Шемяки, возомнившего себя великим князем. Власть в столице взял в свои руки боярин Михаил Борисович Плещеев – взял, чтобы передать ее только великому князю Василию Темному, прозванному так, за свою слепоту.
Кстати, именно на таких людях как Плещеевы долгое время держался русский трон. Сам Михаил Борисович верой и правдой служил сначала Василию Темному, затем его сыну, Ивану Третьему, а потомки были рядом с Василием Шуйским и Михаилом Романовым, царицей Софьей и Петром Великим. Прекрасный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) из того же древнего боярского рода.
От боярина Плещеева Шемяка позорно бежал в Чухлому (и ныне этот город стоит в Костромской области, в 50 километрах от Галича). Его не преследовали. Наоборот, великий князь старался примириться с ним, своим двоюродным братом и палачом. Шемяка мирные договора заключил только с тем, чтобы тут же их и нарушить. Даже увещевания высшего духовенства не имело над ним власти. Наконец, в 1452 году, когда московские войска почти со всех сторон окружили Шемяку на реке Кокшенге, последний бежал в Новгород. Переписка митрополита Ионы (умер в 1461 году) с новгородским владыкой Евфимием о том, чтобы последний убедил Шемяку покориться великому князю, не имела благих результатов.
Дело, наконец, разрешилось иначе: при посредстве московского дьяка Степана Бородатого (один из первых русских историков, известен как большой знаток летописей), Шемяка был отравлен в 1453 году собственным поваром. Великий князь до того был рад этой развязке, что гонца, привезшего известие о смерти Юрьевича, пожаловал в дьяки (был дьяком жены великого князя Марии Ярославны). Русской церковью князь Дмитрий Шемяка был предан анафеме.
Младший Юрьевич - Димитрий Красный умер еще раньше Шемяки, в 1441 году.
Великий князь Василий Темный после смерти Шемяки правил еще девять лет, до своей смерти, последовавшей в 1462 году.
-----------------
«Повесть о Василии»
«Россия начинается с пристрастья
к труду,
к терпенью,
к правде,
к доброте.
Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!»
Виктор Федорович Боков «Откуда начинается Россия?»
В этой главе мы должны сделать остановку в изложении исторических событий. Во-первых, потому, что, как мы уже не раз говорили, русская история настолько насыщена событиями, что некоторые ее годы могли бы дать материал для истории целого народа за все время его существования, и всякая попытка подробного изложить события неизбежно приводит к невнятице, чем и страдают многие наши историки. И связанное с этим «во-вторых» - а откуда нам известно обо всех этих давних событиях? Не выдумываем ли мы их, в стремлении выдать желаемое за действительное? Может, ничего такого и не было, и потому прав был Петр Яковлевич Чаадаев, когда писал о прошлом нашего народа: «…тусклое и мрачное существование, лишенное силы и энергии, которое ничто не оживляло, ничто не смягчало, кроме рабства. Ни пленительных воспоминаний, ни грациозных образов в памяти народа, ни мощных поучений в его предании…»
Нет, все не так: сетуя на невежество и безразличие современного ему общества, Чаадаев сам страдал от аристократического невежества, от незнания русской истории и культуры.
О своем прошлом, в том числе и самом отдаленном, мы узнаем не только из летописей и прочих документов, но и из русской литературы.
Совершенно безосновательно делить нашу словесность на древнюю, классическую и современную, предопределяя первую из них лишь как основание для возникновения второй. Русская литература – едина во времени, а литература русского средневековья куда обширней, сильней и ярче, чем это представляется многим на основе школьных или институтских знаний. Она была блистательна с самых первых известных нам произведений, имена которым – «Златоструй», «Маргарит», «Палея» и другие. Русская литература – не только произведения церковного содержания, не только «Слово о полку Игореве», не только былины и народные песни. Она – практически безгранична и разнообразна. Тем не менее, совершенно неизвестна по современным кино - или телеэкранизациям, нет ее на театральных сценах и в радиоэфире: русской культуры в России нет!
И тут, увы, прав Чаадаев, говоря, что мы живем в самых тесных пределах настоящего, когда «все протекает, все уходит, не оставляя следа… В своих домах мы как будто на постое, в семье имеем вид чужестранцев…» Крепко сказано и еще до эры тотального зомбирования телеэкраном и попыток полного ухода из внешнего мира в мир виртуальный.
Но вернемся к Василию Второму, о многотрудной жизни которого сложена «Повесть». Все, что в летописях и написанных по ним исторических трудах, излагается чисто информационно – «был-поехал-выиграл сражение», здесь оживает в очень сильных и, подчас, трагических, образах. Начинается это произведение такими словами: « Внушил дьявол князю Дмитрию Шемяке мысль овладеть великим княжением, и он начал сноситься с князем Иваном Можайским, говоря, что «царь отпустил великого князя под условием, скрепленным присягой, что царю достанется власть в Москве, и во всех русских городах, и в наших отчинах, а великий князь хочет править в Твери».
Словом, договорились они, Шемяка и Иван Можайский, как Русь поделить, осталось только дождаться, когда великий князь из столицы. Тогда можно будет в город тайно пробраться, и Василия в плен взять. Вскоре такой случай им представился – великий князь с сыновьями, в сопровождении бояр, отправился в Троицкий монастырь, чтобы поклониться мощам преподобного Сергия Радонежского. О Шемяке же и князе Иване в «Повести» сказано: «… они, собравшись, стояли в Лузе готовые, как псы, на лов, как дикие звери, хотящие насытиться крови человеческой». Луза – город в Вятской губернии.
В Москву князья ворвались воровским способом: сообщники открыли перед ними ворота, а москвичи, русских князей, ни о чем плохом не подумали. Поэтому они с легкостью въехали в Кремль и пленили великих княгинь, Софию Витовну – мать, и жену великого князя, Марию. Они разграбили казну, захватили и ограбили находившихся там бояр, и других многих, и горожан. Затем Шемяка отправил Ивана Можайского в Троицкий монастырь, чтобы, захватив врасплох, пленить великого князя.
Когда Иван со своими людьми подъезжал к Троице, его заметили и некий человек по имени Бунко поспешил к Василию, чтобы предупредить того об опасности. Великий князь не поверил – они же с Дмитрием Шемякой крест целовали, клянясь жить в мире и дружбе! В гневе Василий прогнал Бунко. Все же Василий выслал вперед сторожевой отряд. Заговорщики этот отряд заметили и решили его обмануть: спешились, запрягли коней в сани, часть людей спрятались под рогожей, остальные повели коней на поводу. Как только поравнялись со сторожевым отрядом, так сразу же и набросились на людей великого князя. Поэтому-то им и удалось незамеченными приблизиться к монастырю, однако настоятель успел спрятать Василия в храме, а дверь запер на замок. Но тот, как только услыхал голос князя Ивана, закричал: « «Брат, помилуй меня, не лиши меня счастья зреть образ божий и пречистой его матери и всех его святых! А я не выйду из этого монастыря и постригусь здесь».
Сам же открыл дверь и сказал, что готов отречься от великого стола и стать – вот прямо сейчас, монахом в Троицком монастыре».
Князь Можайский громко ответил: « Господин государь, если захотим тебе зла, то пусть будет и нам зло». И тут же шепнул своему подручному Никите, кивнув в сторону великого князя: «Возьми его». Потом Иван ушел, а слуга его, которого в «Повести» именуют «злым рабом, гордым и немилосердным мучителем» объявил великому князю: «Ты во власти великого князя Дмитрия Юрьевича!» Так Василия узнал, что власть в Москве захватил Шемяка, на что ответил со вздохом: «Воля божья да будет».
Василия отвезли в Москву, посадили в темницу, где и выкололи глаза. Сыновья же его – Иван (будущий великий князь Иван III и Юрий) успели, сначала спрятаться в Троицком монастыре, а потом бежать оттуда в Муром.
Прознавший о том Шемяка, решил выманить мальчиков хитростью. Он вызвал рязанского епископа Иону и сказал, что тот станет московским митрополитом, если привезет княжичей в столицу. Не стоит думать о том, что это был сговор – Шемяка обманул епископа, сказав, что хочет вернуть сыновей отцу, которого тут же отпустит из темницы. На деле же вышло иначе – детей он упрятал в тюрьму вместе с отцом. Когда же Иона стал обвинять Шемяку в обмане, а тут еще и московские бояре, в первую очередь, Федор Басенок, речь о котором впереди, стали выказывать открытое неповиновение, он, испугавшись, выпустил из темницы Василия и его сыновей. И удивился, услышав от освобожденного пленника не обвинения и угрозы, а слова покаяния – мол, получил по заслугам за гордыню свою.
Писано кириллицей
Писано глаголицей
И вот еще что удивительно – низложенный великий князь после Троицкого монастыря отправился не куда-нибудь, а ко второй русской святыне – в Кирилло-Белозерский монастырь, что на Вологодчине. Туда же, вслед за ним поехали и многие именитые русские люди – все стремились быть ближе к Василию и лишь немногие изменники сохраняли верность Шемяке.
Ну, а изменники, почуяв, что дело оборачивается против них, взяв в заложники Софью Витову, помчались к родному Галичу. Василий их преследовать не стал, лишь отправил гонца с просьбой отпустить мать.
Кончается «Повесть» такими словами: «И встретились у Троицы в Сергиевом монастыре, и оттуда пошел он с матерью к Переяславлю, а Михаил Сабуров с прочими, бив челом великому князю, не возвратились к Шемяке, но остались у великого князя служить ему». То есть, зло наказано, а добро торжествует. Да только Шемяка, как мы уже поведали, так просто не угомонился и конец его был ужасен. Впрочем, лучше, если вы об этом узнаете не в пересказе, а прочитаете саму «Повесть», прекрасное произведение русской литературы.
-----------------
Loading... (Longer if IE explorer)
Гороскоп - ОвенКонтактыНаши RSSПо материалам:В помощь |
О Москве.Часть 2
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы предлагаем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Администрация не несёт ответственности за файлы и их содержание предоставленные пользователями сайта. Мы не храним никаких материалов на своих серверах, кроме ссылок на файлы других сервисов. |
Translate page:Экспорт НовостейНовости в Литве |