Мало кто представляет себе процесс производства стали. Мы видим только конечный результат, не задумываясь о том, как из куска руды получается автомобиль, столовый прибор или другие металлические изделия. Сегодня у нас есть шанс узнать, как же закаляется сталь, познакомиться с людьми – мастерами огненной профессии. Крупнейшее в Казахстане металлургическое предприятие – «АрселорМиттал Темиртау» согласилось показать свое производство.
В состав предприятия входят металлургический комбинат, 8 угольных шахт и 4 рудника. Металлургический комбинат, известный как Казахстанская Магнитка – это город в городе. Обойти его за день – нереально. Общая площадь территории, занимаемая гигантом черной металлургии, составляет 5 тысяч га. (фото Игоря Узаревича)
В настоящее время в компании работает свыше 40 тысяч человек, на металлургическом комбинате около 18 тысяч (фото Игоря Узаревича)
Процесс получения металла представляет собой сложную технологическую цепочку с множеством операций. И начинается он с добычи руды и доставки ее на металлургический комбинат. Сырье поставляется с 5-ти месторождений – Лисаковска, Каражала (рудник Атасу), Каркаралинска (Кентобе), Степногорска (рудник Атансор), а также Соколово-Сарбайского месторождения.
Сырьевой (рудный склад). Сюда ежеминутно доставляют сырье и подготавливают для процесса агломерации (обогощения). Казахстанская руда отличается низким содержанием железа и большим содержанием фосфора, который придает металлу хрупкость. Поэтому технология меткомбината разработана специально на основе использования местной руды. Агломерация – это процесс подготовки железорудного концентрата для дальнейшей переработки, а именно получения чугуна.
Общую протяженность труб на заводе никто не берется даже предположить. Счет идет на сотни километров.
Вагоноопрокидыватель – вращающаяся вокруг своей оси платформа, на которой фиксируется и переворачивается вагон общим весом около 100 тонн.
Груз сыпется в бункера, из которых поступает на конвейер для доставки на место переработки.
Михаил, оператор вагоноопрокидывателя:
- Мы работаем сменами по 12 часов в сутки, в любую погоду. Процесс непрерывный. Не скажу, что не устаем, но привыкли. Работа есть работа.
Поток вагонов с сырьем не останавливается ни на минуту.
Общая протяженность конвейера для транспортировки сырья на предприятие – 42 километра.
В этой камере смешиваются и дробятся обогащенные руды и дополнительные компоненты, необходимые для изготовления чугуна – исходного литейного продукта.
А так они выглядят сверху.
Мастер-ремонтник проводит диагностику оборудования.
Такие предупреждающие таблички можно встретить везде. Ведь чаще всего причиной несчастных случаев является именно человеческий фактор.
Газоотводная труба аглопроизводства. Высота 250 метров.