В 1934 году был объявлен конкурс на строительство Народного Комиссариата Тяжёлой Промышленности (Наркомтяжпром) в Москве. Предполагаемое место строительства - Красная площадь. Задача перед архитекторами стояла по-истине масштабная: необходимо было вписать здание в сложившуюся композицию Кремля.
Двадцатый век внес радикально новое понимание организации пространства и архитектурного языка. Насколько такой язык воспринимается как разрыв с предшествующей архитектурной традицией? Есть ли связь времен русской архитектуры, культуры и русского авангарда - констуктивизма?
Как писал Г.-Г.Гадамер: "Наша жизнь являет собой непрекращающееся движение через одновременность прошлого и будущего. Сущность того, что мы называем «духом», заключается в самой способности продвигаться вперед, удерживая этот горизонт открытого будущего и неповторимого прошлого". Могут ли лучшие работы конструктивизма быть иллюстрацией этой мысли?
В архитектуре авангарда сильно выделяется один зодчий – Константин Мельников.
Сам Мельников о своем творчестве писал так: "в наш век появления Конструктивизма, Рационализма, Функционализма и АРХИТЕКТУРЫ не стало... Что касается меня, я знал другое, и это другое — не один конструктивизм. Любую догму в своем творчестве я считал врагом, однако конструктивисты все в целом не достигли той остроты конструктивных возможностей, которые предвосхитил я на 100 лет".
Разобраться с этим нам поможет трехмерная иллюстрация здания Наркомтяжпрома - самой необычной, смелой и оригинальной его работы.
1. В опубликованной пояснительной записке Мельников так охарактеризовал свой конкурсный проект Наркомтяжпрома: "База социализма - тяжелая промышленность. Это должно быть выражено в монументальном здании Наркомтяжпрома... (фотография эскизной работы сделана в музее архитектуры имени А. Щусева)
2. ...Проект решает объемно масштаб сооружения в виде развернутого периметра с подчинением главной оси - Красной площади... (перспектива)
3. ... Наружные лестницы с Красной площади в центре здания над котлованом создают неожиданно сильную глубину, усиливающую масштаб памятника...
4. ... Здание в плане решено в виде формы двух соединенных римских пятерок, обращенных в сторону Красной площади вершинами, и расположено по оси мавзолея Ленина...
5. ... В центральной части между двумя пятерками устроен, по композиционным и планировочным соображениям, котлован формы ромба, с глубиной в 16 этажей, ...
6. ... имеющий свои сходы-лестницы с Красной площади, со стороны Ильинки и площади Свердлова...
7. ... 1-й этаж делит объем здания на две основных части: а) надземную, где расположены: помещение наркома, секторы, главные управления, фабрика-кухня и культгруппа; ...
8. ... б) подземную, где располагаются: тресты, имеющие естественное освещение из котлована, подсобные помещения наркомата - библиотеки, кладовые, кухни и выставка-музей. ...
9.