Начну с того,что все западно-европейские представление об античности,которую они числят началом своей истории - горячечный бред,где одна нелепость громоздится на другую.и никак с ней не стыкуется.
Гомера считают величайшим,непревзойденным и так далее.С чего бы это?Нищий.слепой старик,которыйодил от одного богатого дома и за кормежку пел песни о предках этих самых кормильцев.Чем больше соврет,тем больше возвеличит,тем лучше покормят.
Гомер жил несколько столетий спустя Троянской войны - к тому времени забылось почти всё.Но существовала поэма троянца Дара.известная в Западной Европе,еще в средние века - потом ее деликатно "потеряли".В этой поэме ахейцы и их поход обрисовывались в самом неблаговидной,и надо полагать истинном,виде.
Уголовники,которые на 10 лет слиняли из дома,чтобы грабить,насиловать,убивать и не очень спешить со штурмом Трои...Десять же лет,как-никак. А потом вдруг появился деревянный конь,названный отнюдь не данайским,не ахейским,а отчего-то троянским.И почему - конь,с какого бодуна?Отчего не корабль на колесах,в трюме которого легче всего было спрятаться этой самой опергруппе.которая потом резала сонных мирных жителей?Отчего же оставить большую бочку - и просто и эффективно.Зачем понадобилось строить коня,что за бред?
Вот исследование на эту тему.Оно не дает одназначного ответа на вопрос,но подводит к очень интересным выводам.Итак...
------------------------------------------------
Александр АФАНАСЬЕВ
Загадки забытых цивилизаций
ТРОЯНСКИЙ САРКОФАГ
Кто не слышал о троянском коне — этом символе изощренного коварства и беспримерной хитрости?
... Шел десятый год осады легендарной Трои. Уставшие греки готовы были отказаться от дальнейшей борьбы и снять осаду. Но тут Одиссей, умнейший из эллинов, предложил пойти на хитрость: сделать полого деревянного коня как бы в дар неприступной Трое и посадить в его брюхо самых храбрых воинов.
Ночью они выберутся наружу и откроют ворота города.
Задумано — сделано. Оставили греки у ворот Трои гигантского деревянного коня с храбрецами во чреве, а сами отплыли в открытое море, якобы сняв осаду и отправившись по домам. Троянцы возрадовались и решили в память о победе поставить коня в центре города. Долго отговаривали их от задуманного жрец Лаокоон и пророчица Кассандра, но не послушались троянцы — боги, как стало известно, временно лишили их разума. Торжественно вкатили они коня в город и заперли ворота... А ночью греки вышли наружу, перебили охрану и впустили соплеменников, к тому времени благополучно вернувшихся к стенам Трои. И город пал...
Такова история в том виде, в каком ее сейчас принято рассказывать. Но вот что любопытно; Гомер в «Одиссее» пересказывает ее как бы скороговоркой, буквально в нескольких строках, словно в его время сказание о троянском коне было настолько общеизвестно, что в подробном изложении не нуждалось. И действительно, жившие после Гомера античные писатели знали о деревянном коне явно больше того, что о нем говорится в «Одиссее». Исходя из этого, уже давно высказана гипотеза, что задолго до Гомера существовало самостоятельное произведение — «Песнь о деревянном коне»,на которое опирались все античные авторы. К сожалению, «Песнь» не дошла до нас даже в отрывках, так что об объеме ее и содержании можно только гадать.
Однако проблема первоисточника не самая большая загадка в истории троянского коня. Гораздо таинственнее другое — откуда и зачем вообще взялся этот конь под Троей? Мы с вами, уважаемый читатель, не столь наивны, чтобы, подобно древним, уверовать, будто боги могли довести население целого города до такой степени безумия, что оно, даже не поинтересовавшись содержимым гигантской фигуры, втащило ее зачем-то в Трою. Здесь явно что-то не так.
Кстати, нельзя утверждать, что сама по себе уловка Одиссея была в те времена новинкой. В древнеегипетском рассказе «Взятие Яффы» описан сходный прием: воины спрятались в корзины, якобы наполненные дарами, и благодаря этой хитрости проникли в город и захватили его. Так что Одиссей ничего принципиально нового не выдумал, Смущает другое: зачем укрытию воинов надо было придавать форму коня? Могло ли в нем поместиться столько людей, даже если отбросить наиболее фантастические из приводимых в источниках цифры (3000 человек) и взять минимальную ?
Прежде чем выдвинуть собственную версию описываемого эпизода, отметим, что троянский конь не мог быть уникальным единичным изделием.
Действительно, древнегреческий историк и этнограф Павсаний упоминает в своем замечательном труде «Описание Эллады», что жители Аргоса, посчитав, что одержали победу над Спартой, послали в священный центр Греции — Дельфы — изображение «наподобие (знаменитого) деревянного коня». А в другом месте пишет, что видел в афинском акрополе... медную копию «деревянного коня», из утробы которой выглядывали сыновья Тесея.
То, что выглядывали оттуда именно дети легендарного царя Афин, говорит о многом. Ибо подобного рода изваяния с пустотами внутри использовались в древности в качестве саркофагов для праха особ, почитаемых в силу тех или иных причин за священные.
Вот, например, какую интересную историю рассказал Платон. Жил некогда юноша по имени Гиг, «он был пастухом и батрачил у тогдашнего правителя Лидии; как-то раз, при проливном дожде и землетрясении, земля кое-где расселась и образовалась трещина в тех местах, где Гиг пас свое стадо. Заметив это, он из любопытства спустился в расселину и увидел там, как рассказывают, разные диковины, между прочим медного коня, полого и снабженного дверцами. Заглянув внутрь, он увидел мертвеца, с виду больше человеческого роста». С очень схожей ситуацией столкнулся Геродот в Египте; он писал, что дочь фараона Микерина была погребена в деревянной пустотелой статуе коровы и раз в год эту статую выносили из дворца. А другой историк, Диодор Сицилийский, сообщал, что в египетском городе Бусирисе стояла деревянная корова, внутри которой покоился прах бога Осириса. Можно предположить в этой связи, что легендарные кентавры и иппокентавры (конные кентавры) представляли собой не химерический гибрид лошадей и людей, как принято считать, а самых обыкновенных людей, относящихся к племенам, которые хоронили своих вождей в гробах, выполненных в виде быка или коня (по-гречески слово «кентавр» буквально значит «пустой бык»).
Тут сам собой возникает вопрос: а не был ли знаменитый троянский конь всего лишь подобным саркофагом? Более чем вероятно, что да. Можно даже с известной долей определенности предположить, чей прах хранился в его чреве.
Обратим внимание: греческий мифограф Аполлодор, излагая историю Троянской войны, писал, что непременным условием взятия Трои была доставка под стены города костей Пелопса и что это было действительно сделано. Здесь необходимо небольшое отступление — несколько слов о самом Пелопсе.
Это имя носил царь южной оконечности Балкан — полуострова, ныне так и называемого Пелопоннесом. Пелопс считался основателем того рода, к которому принадлежали впоследствии главные вожди греков и инициаторы похода на Трою: царь Микен Агамемнон и царь Спарты Менелай. Престол он получил благодаря... коням — по преданию, выиграл у своего предшественника гонку на колесницах.
А родом был из тех же мест, что и тот самый пастух Гиг.
Таким образом, происхождение Агамемнона и Менелая от Пелопса, с одной стороны, а также пристрастие самого Пелопса к лошадям и его более чем вероятное знакомство с традицией захоронений в соответствующих гробах, с другой, наводят на простую мысль: именно его прах и хранился в чреве знаменитого деревянного изваяния! Скажем больше: вовсе не на десятый год осады появился конь под стенами города, а был в лагере греков с первых ее дней. Возить с собой (в качестве боевого амулета) прах предков было в обычае того времени. Например, спартанцы, соотечественники царя Менелая, всегда брали в военный поход кости легендарного героя Ореста.
Последний луч света на рассматриваемую проблему проливает, как ни парадоксально, одно «темное место» из элегий римского поэта Пропорция. Суда греков, писал он, вернулись на родину лишь...
После того как прошел Паллады
конь деревянный
С греческой вражьей сохой высью
Нептуновых (троянских) стен. Так за конем, оказывается, еще и волочилась соха! Это обстоятельство в корне меняет дело, о каком-то хитром «подарке» уже не приходится говорить. Безусловно, имеется в виду опахивание стен Трои, причем опахивание специальное, обрядовое. И, наконец, появляется возможность восстановить то, что скрывается под оболочкой красивой легенды.
Раскопки знаменитого археолога Шлимана показали, что Троя была настолько мала, что ни о какой десятилетней осаде речи быть не могло. Она продолжалась самое большее несколько недель. Не исключено, что решающий штурм удался благодаря какой-то хитрости, но отнюдь не деревянный конь был ее «изюминкой». Он с первого до последнего дня хранился в стане греков и ждал своего часа — падения Трои. После чего к нему привязали соху и провели вокруг города глубокую борозду.
В чем смысл этого странного на первый взгляд обряда? Взятие Трои еще не сделало Агамемнона и Менелая полновластными ее хозяевами. Нужно было легитимизировать власть. И цари с помощью саркофага предка как бы «подвели черту» и закрепили за собой и вообще за потомками Пелопса право на обладание завоеванной территорией. Без этого власть их была бы незаконной, непрочной. Позднее об обряде забыли, и образ коня-саркофага совместился в античной литературе с бродячим сюжетом об использовании художественно выполненной тары как причудливого укрытия, дара от осаждавших осаждаемым.
Так родился миф о Троянском коне...
Итак,слово названо - опахивание.А что это такое?Если коротко,то так:
ОПАХИВАНИЕ
широко распространенный языческий обряд, имевший целью прогнать злое существо, именуемое Коровьей Смертью, которое, по древним поверьям, вызывало падеж скота. Обряд этот обычно совершался в полночь группой старых женщин, вооруженных дубинами и кочергами. При свете лучин эти женщины обходили вокруг всей деревни, а одна из них, наиболее опытная, опахивала деревню сохой. Крестьяне верили, что после опахивания Коровья Смерть покинет эти места, а их скот будет спасен.
Еcли не очень коротко,то вот так:
ОПАХИВАНИЕ
"Народный обряд опахивания принадлежит к остаткам древнего языческого верования наших отцов. Поселяне отправляют его для прекращения коровьей смерти. Пораженные ужасными бедствиями, они после мирского совещания решаются опахивать землю. Мужья, изъявив свое согласие, предоставляют этот обряд своим женам. П о -в е щ а л к а , женщина старая, ... с раннего утра повещает по всем домам: пора де унять лихость коровью. Входя в избу, она сзывает к себе женщин и открывает им на совете задуманное предприятие. Согласие всегда бывает готово, а уверенность в обряде опахивания придает особенную решимость. В знак согласия женщины обмывают руки водой и утирают их ручником, который носит с собой повещалка. После сего обряда она строго приказывает всему мужескому полу, от мала до велика: "не выходить из избы ради беды великия".. Ровно в полночь повещалка в одной рубахе выходит к околице и с диким воплем: "Ай! Ай!" бьет в сковороду. На этот вызов выходят все женщины с ухватами, кочергами, помелами, косами, серпами и дубинами. Мужчины запирают ворота, загоняют скот в хлева и привязывают собак. Повещалка, сбросив с себя рубаху, со всевозможным неистовством произносит клятвы на коровью смерть.
В это время другие женщины подвозят соху, надевают на нее хомут и запрягают. С зажженными лучинами начинается троекратное шествие вокруг всего селения. Впереди всех идет с сохою повещалка и проводит борозду м е ж е -водную, за ней следуют несколько женщин на помелах, в одних рубашках, с распущенными волосами. Сзади них идет толпа, размахивая по воздуху кочергами, косами, серпами, ухватами и дубинами, с полною уверенностью уничтожить сими действиями носящуюся над селениями коровью смерть... С окончанием сего обряда все женщины расходятся по домам с полною уверенностью, что за обведенную черту вокруг селения не может пробраться коровья смерть. Горе тому животному, которое попадется в это время навстречу неистовым женщинам: его убивают без пощады, предполагая, что в образе его скрывалась к о р о в ь я смерть". "Обычай опахиванья является даже своего рода священнодействием со всею тою мистическою обстановкою, которая вообще приличествует всякому древнему обряду и которая рассчитана на то, чтобы самый обряд сделать внушительным и страшным. Толпа женщин с распущенными волосами, в одних белых рубахах, в глухом сумраке ночи, возбужденная всей внешней обстановкой и условными околичностями обрядового чина, становится опасной для всякого случайного свидетеля этого религиозного "действа". Совершение его преимущественно предоставляется женщинам того селения, которому угрожает занос чумы на скот, тифа на людей и т. п., и которое необходимо оградить со всех сторон таинственным, заколдованным поясом земли, вырезанным сохою, в ширину сошника и глубиной не менее трех вершков.
Почин самого обряда всюду предоставлен старухам, крепче верующим и более осведомленным в порядке совершения чина "опахиванья". Они и выбирают подходящую полночь, и оповещают женское население шепотком, чтобы не знали и не слыхали мужчины. Для того, чтобы таинственная цель была достигнута, считается необходимым участие в обряде, по малой мере, девяти девок и трех вдов (как и высказывается это в обрядовых припевах). Оповещенные старухами с вечера, все девицы и бабы прокрадываются за околицу и, выйдя в поле, снимают с себя одежду до рубахи, при чем иные повязывают голову белыми платками, а девицы развязывают косы и распускают волосы наподобие русалок. На одну вдову, по общему выбору и приговору, надевают тайком унесенный хомут и впрягают ее в оглобли (обжи) сохи, также припрятанной заранее. Другая вдова берется за рукоятку, и обе начинают косым лемехом разрывать и бороздить землю, намечая тот "продух", из которого предполагается подъем и выход земляной силы, невидимой, непонятной, но целебной и устрашающей самую смерть . А в это же время все остальные девицы и вдовы (замужние не всегда допускаются, как неподходящие, "нечистые") идут за сохой с кольями и палками, со сковородами, заслонками и чугунами. У девяти девиц девять кос, в которые они и производят беспрерывный звон. Звонят, кричат и поют с неистовым рвением, которое прямо указывает на ... цель - запугать и прогнать смерть. Ей и грозят в обрядовых песнях и причитаниях: "Смерть, выйди вон, выйди с нашего села, изо всякого двора! Мы идем, девять девок, три вдовы. Мы огнем тебя сожжем, кочергою загребем, помелом заметем, чтобы ты, смерть, не ходила, людей не морила. Устрашись - посмотри: где же это видно, что девушки косят, а вдовушки пашут". Обойдя околицу по огородам и гуменникам, вся эта женская ватага врывается на улицу настолько уже взволнованная, с таким подъемом нервного настроения, что ничего не замечает по сторонам и ничего не хочет видеть, кроме спасительной сохи. Все, что попутно обратит на себя общее внимание, вроде, напр[имер], выскочившей из-под подворотни собаки, спрыгнувшей с подоконника кошки - все принимается за несомненного оборотня, в которого перевернулась эта самая злодейка "скотья смерть", черная чума, огневая горячка.
С гамом и ревом бросается вся сопровождающая соху свита на этих собак и кошек и бьет их насмерть. Разбуженные мужики выглянут осторожно из окошка да и спрячутся за косяк, чтобы не приметили бабы: потому что последние не задумаются напасть на встречного мужчину, признавая и в нем ... оборотня. При том же, мужчина самым появлением своим оскверняет священнодействие и, стало быть, мешает благополучному завершению таинства" .В случаях эпидемических заболеваний животных или людей опахивание применялось в различных регионах России вплоть до конца 30-х годов XX века. В ряде локальных традиций опахивание использовалось как превентивное средство. Приведенный ниже вариант данного обряда отправлялся в 20-ые годы в Можайском уезде Московской губернии как раз с целью предотвратить возможный падеж скота."В ночь под Троицу "опахивают" деревню. (Обычай этот сохранился до- последнего времени и лишь в прошлом году пошатнулся. В прошлом 1925 году в с. Никольском мужская "передовая" молодежь помешала этому).К 12 ч[асам] ночи собираются девушки в белом (раньше шили для этого специально белые шубки и рубахи), с распущенными косами, в белых платочках, босые, и несколько парней с пастушьими хлыстами; забирают у кого-нибудь со двора соху. Выходят за деревню. Девицы по нескольку впрягаются в соху или плуг. По сторонам идут парни с кнутами; впереди процессии одна из девиц (иногда для этой роли приглашают вдову) с иконой.
Процессия двигается в полном молчании. Плугом проводят борозду вокруг всей деревни, отваливая [землю] от деревни. (Примета: если опахать деревню, то скотина падать не будет). На перекрестке останавливаются, пропахивают плугом крест, кладут в середину ладан, иногда можжевельник, кусочки хлеба, ветки березы; парни при этом делают удары хлыстом, и процессия снова двигается вперед, покуда не вернется на место, откуда вышли. После опахивания "строят новую деревню" -нагромождают среди деревни телеги, сани, плуги и что попадается, так что утром и скотине не пройти.По рассказам 18-летней девицы из д. Семенково после опахивания девицы гадают: 1) кружатся, в какую сторону упадет, с той стороны жених будет; 2) находят старый плуг, разламывают на части, каждая бросает свою, в какую сторону упадет, в той стороне жених будет; 3) сжигают старые штаны мужские - примета: больше невест бывает.Обычай опахивания очень устойчиво держался до последнего времени. Рассказывают, что пытался бороться против обычая этого священник.
Он заявил, что не будет служить девицам в Троицу после обедни молебна (девицы всегда служат в Троицу молебен после обедни). Девицы предпочли отказаться от молебна. Обряд совершался чинно, торжественно, в полной тишине; собирались ночью, когда вся деревня спала, маленьких девчат с собой не брали. Шли молча, не нарушая тишины ночи. "Бывало, идешь - как-то усердно, жутко". В прошлом году обычай пошатнулся. В с. Никольском мужская комсомольская молодежь помешала осуществить это. В этом году среди молодежи царил раскол - и хотели, и нет. Погода стояла сырая, дождило. Одни говорили: "Не пойдем нонче опахивать, что грязь-то топтать!" Однако ночью после 11 часов раздались звуки хлыста, и неспавшие говорили: "Опахивать пошли! Опахивать пошли!" А хозяйки спешили подальше, припрятать свой сельскохозяйственный инвентарь" .
Опахивание - это не просто вспашка земли,это главный ритуал,обеспечивающий плодородие - урожай,прирост населения.
Ахейцы как бы попытались сыммитировать его и,вроде бы,не смогли.Троянцы увидели это уродство - огромного коня на колесиках,посмеялись и повезли его в город,дабы порказать родичам,чтобы и те посмеялись над тупостью греков.Увы,ахейцы оказались куда коварнее,чем о них думали.
В том-то и был смысл этого нелепого сооружения - будто бы для опахивания Трои,а на самом деле,чтобы воткнуть меч в спину доверчивым троянцам.
М-да,бойтесь иноземцев дары приносящих...
-----------------
Опахивание - один из главных праздников и обычаев славян.
Вот несколько важных и очень интересных ссылок на эту тему:
http://books.swarog.ru/o/opahiwanie0.php
http://www.paganism.ru/opashka.htm
http://www.bibliotekar.ru/rusSaharov/156.htm
http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2093/4341.htm
На все эти ссылки сходить обязательно!
---------------------------------------------------------------------
Казалось бы,где имение,где наводнение - где славяне,а где Троя?
В том-то и дело,что существует подробные описания обряда опахивания у троянцев и этрусков,но об этом нужно рассказывать в другой статье
А пока вопрос - вы всё поняли?
Loading... (Longer if IE explorer)
Гороскоп - ОвенКонтактыНаши RSSПо материалам:В помощь |
Троянский конь и опахивание
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы предлагаем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Администрация не несёт ответственности за файлы и их содержание предоставленные пользователями сайта. Мы не храним никаких материалов на своих серверах, кроме ссылок на файлы других сервисов. |
Translate page:Экспорт Новостей |