После двухдневнего путешествия по Могадишо, на третий день я запланировал вылет в Берберу. Это небольшой городок на севере Сомали. Интересно, большое ли отличие будет от экскурсии по Могадишо.
Здесь все напоминает о родине. В 70-х в Бербере была советская военно-морская база. Советские военные оставили в Бербере целый квартал панельных бараков, который теперь называется "Москва". Подъем в 6 утра. Мой самолет из Аэропорта Могадишо должен быть в 12, но точное время вылета никто не знает. На билете написано, что регистрация начинается в 7 утра. До аэропорта доезжаем быстро. Здание аэропорта охраняется как военная база. В начале первый блок-пост, на котором солдаты принимают решение, запускать тебя в аэропорт или нет. Если нет, то тебе придется достать из машины все вещи и идти километр по пыльной дороге пешком. Люди словно муравьи тащат свои чемоданы на головах к заветному зданию. Мой водитель долго спорит с военными и нас пропускают. Дальше еще несколько солдат, почти все военные из Уганды. На последнем кордоне нашу машину заворачивают на стоянку. Последние 100 метров надо идти пешком. Но сначала досмотр и сканер чемоданов. Забегая вперед скажу, что до вылета надо 3 раза пройти контроль, 3 раза просветить все сумки, снять ремень и выложить все вещи их карманов. Дальше большая очередь на вход в здание аэропорта. Точнее 2 очереди - мужчины и женщины стоят отдельно. Очередь идет медленно, людей запускают маленькими группами по 5-7 человек на досмотр. Очередь злится и нервничает, очереди очень жарко - ее обдувает горячий воздух внешних блоков кондиционеров. Перед самым входом проверяют билеты. Меня не пускают, говорят, надо получить посадочный талон в офисе авиакомпании. Иду в офис и еще полчаса получаю посадочный. Потом опять очередь на вход, досмотр, регистрация на рейс, паспортный контроль, досмотр… все это занимает минимум час. Час в тесных помещениях с сотнями потных людей, где не работают кондиционеры, где царит суета и хаос. Наконец долгожданный зал ожидания. - А когда вылет моего самолета? - спрашиваю я сотрудника авиакомпании, - Не знаю, мистер… Как только, так сразу. На все воля Аллаха. Воли Аллаха пришлось ждать 4 часа. За это время я поспал, посмотрел кино, опять поспал, выпил 3 бутылки воды и даже успел заскучать по Родине. Неожиданно народ в зале ожидания подрывается и выстраивается в очередь. Точнее в две очереди. Сомали мусульманская страна со своими суровыми порядками. Мужчина и женщина здесь на людях не пересекаются, даже если они женаты. Очереди идеально ровные, все стоят затылок в затылок. Причина такого порядка проста - сотрудники аэропорта бьют палками недисциплинированных пассажиров.
После того, как две очереди выстроились, людей выпускают на перрон. Сначала выпускают женщин, потом мужчин. Все бегут к самолету и там опять выстаиваются в очередь. Точнее в две очереди. Места в самолете не пронумерованы, поэтому кто первый зашел, тот и занял хорошее место. Заходят первые женщины. Женщины занимают первую половину грязного и старого самолета. Потом заходят мужчины. На часах 13-05. Взлетаем. После взлета самолет берет резко вправо, в сторону моря, чтобы его нельзя было обстрелять с земли.
До Берберы лететь полтора часа. После 6-ти часовой пытки в аэропорту я пытаюсь заснуть, но не получается. Неожиданно на мой подлокотник с заднего кресла вытягивается чья-то грязная лапа… у моего соседа сзади заснуть получилось и он вытянул ножки. Хорошо, не на плечи положил.
13:30 Бешусь.
Прилетаем в Берберу, выходим из самолета в чистом поле. Нет никаких зданий, нет других самолетов… Это аэропорт, который построил Советский Союз в начале 70-х. Аэропорт славится крупнейшей взлетно-посадочной полосой в Африке — 4140 метров. После ухода в 77 году советских военных, аэропорт заняли США. Полоса перешла под управление американских военных и до распада Сомали в 1991 года была в списке резервных посадочных полос для американских космических Шаттлов.
Пассажиров грузят в маршрутки и везут к зданию аэропорта. По дороге стоял несколько Ил-18 с надписью "Злотоуст". Снимать в аэрпортах нельзя, так что кадров мало, делал аккуратно на телефон.