В Нижнем Новгороде находится российский цепной завод Красный якорь, который основан в 1898 году, в связи с увеличением спроса на корабельные цепи. Но завод на корабельных цепях не остановился, и сейчас производят цепи самого различного назначения: от шинозащитных до комплетющих для горного оборудования.
Сейчас завод делится на три основных цеха: крупных цепей, средних и мелких. Процесс и этапы изготовления продукции примерно одинаковы, но чем больше размер цепи, тем дольше и масштабнее это выглядит. Начнем с цеха средних цепей. Особенность средних размеров заключается в том, что станки делают все сами, но от станка до станка продукцию нужно перевозить вручную.
Первый этап изготовления цепи представляет собой подачу материала в станок, в котором отрезается кусок нужной длины и сгибается, образуя звено, а затем соединяется с другим звеном.
На втором этапе идет проварка щели. Без этого звенья цепи под нагрузкой просто отсоединяться. Третьим этапом происходит проверка, т.е. цепь загружается на станок, который натягивает ее согласно допустимому весу. Если одно из звеньев не выдерживает, то это самое звено разжимается, снимается, добавляется новое и снова проваривается. Затем снова на проверку.
После удачной проверки, цепь отправляется на термообработку в печь. Этот этап придает еще больше прочности продукции.
Затем идет цех крупных цепей. Основное применение таких цепей - это корабли и шахты. В сравнении со средними, здесь в больших объемах используется труд работников.Так называемая "карусель". Старый станок, но на нем происходит сразу два первых этапа. Для его функционирования нужны четыре работника, каждый из которых выполняет свою часть.
Когда работа идет, в центре "карусели" образуются вот такие кучки в несколько сотен килограмм.
Некоторые цепи сразу после соединения звеньев и сварки отправляются с помощью крана в этот бак, который начинает вибрировать и вращаться. Таким образом, происходит сглаживание элементов.
На Красном якоре потихоньку стараются обновлять станки, потому что некоторым уже по 60-40 лет, но цены новых измеряются в миллионах евро - это немного затрудняет быструю замену. На фотографии автоматическая "карусель" от немецкой фирмы ESAB. Он полностью автоматизирован, и работник просто контролирует процесс.
Станок 1990 года - считается достаточно новым.