Ежедневно Московское метро посещают огромное количество пассажиров, но мало кто знает, что происходит в нём ночью. С контактного рельса снимается напряжение, моют станции и тоннели, проводятся ремонтные и профилактические работы. Одним словом подземка ночью не засыпает.
Запоздалый пассажир успевает проскочить в метро вплоть до 00:59. Через минуту его уже не пустят, как ни просись. В два ночи, когда большинство москвичей уже видят сны, в подземке снимают напряжение с контактного рельса. С этого момента начинается рабочий «день» целой армии служителей метрополитена: машинистов, ремонтников, уборщиков, технических контролеров. Всего около 10 тысяч человек.
Работникам швабры и тряпки не позавидуешь: убрать за шестью миллионами москвичей и гостей столицы (именно столько составляет дневной пассажиропоток) – задача непростая. За сутки одного песка, грязи и пыли с обуви собирается около 20 тонн.
Моют не только дедовским способом, то есть руками, но и специальными машинами с моющими пылесосами.
Для поездов в депо оборудованы мойки наподобие автомобильных.
Внутри же вагонов все моется вручную. Причем со специальным дезинфицирующим раствором.
Для верности дезинфекцию периодически проводят с помощью ультрафиолета. Вагоны погружаются в манящую голубую бездну - хоть триллер снимай про маньяков и убийц.
Пока одни составы моют, другие отправляют на технический осмотр. Здесь, если нужно, вагоны подремонтируют.
Тем временем жизнь разворачивается и в многокилометровых тоннелях. На большую дорогу выходит поезд-брызгалка. Он движется со скоростью 5-10 км в час и тщательно распрыскивает воду веером. Должно быть все чисто. Пыль и грязь – друзья пожара, но не человека.
На время «мойдодыра» в тоннелях отключают электричество, гасят все до единой лампочки. Чтобы не дай Бог ничего не замкнуло.
Одновременно с этим проверяют коммуникации и пути. Специальная машина замерят ширину колеи с точностью до миллиметра – если что-то отходит от нормы, то при движении поезд может сойти с рельсов, а этого допустить никак нельзя. Кроме того, рельсы прозванивают ультразвуком на предмет отсутствия трещин. В общем, в туннеле много чего нужно проверить.
В помощь ремонтникам служит вот эта желтая машина, которая может передвигаться при обесточенном контактном рельсе.