Предлагаю вам полюбоваться его величеством и грандиозностью KU-800. Эта роторная махина — только часть большой и сложной системы горно-вскрышного комплекса. Помимо KU-800 в него включены конвейерные линии, перегрузочные узлы и отвалообразователь. Задача экскаватора — снимать рыхлые отложения над скальной породой месторождения.
Каждый из узлов ГВК заслуживает внимания, но все же роторный экскаватор — его главная достопримечательность. Высота экскаватора 54 метра, масса — 3 тысячи 350 тонн. Это сравнимо с весом 100 вагонов метро. Из такого количества металла можно было бы сделать 70 танков Т-90.
Экскаватор опирается на поворотную платформу и передвигается с помощью «лыж», которые приводятся в действие гидроцилиндрами.
Для работы экскаватора необходимо напряжение в 35 тысяч вольт.
Механик Иван Толмачев из тех людей, кто участвовал в пуске KU-800. Больше 40 лет назад, в 1972 году, сразу после окончания Губкинского горного техникума, Ивана Дмитриевича приняли помощником машиниста роторного экскаватора. Вот уж когда пришлось молодому специалисту побегать по лестничным галереям! Дело в том, что электрическая часть экскаватора оказалась далёкой от совершенства, поэтому не одну сотню ступеней нужно было преодолеть, пока найдешь причину отказа того или иного узла. Плюс к этому документы перевели с чешского не полностью. Чтобы вникнуть в схемы, над бумагами приходилось просиживать ночами, ведь к утру нужно было придумать, как устранить ту или иную неисправность.
Секрет долголетия KU-800 в его особом режиме работы. Дело в том, что, кроме плановых ремонтов в рабочем сезоне, зимой весь комплекс становится на капитальный ремонт и выполнение перестроек конвейерных линий. Три месяца ГВК готовят к новому сезону. За это время успевают привести в порядок все узлы и агрегаты. Так, например, прошлой зимой поменяли шаровую опору, на которой вращается поворотная часть экскаватора. Можете представить себе подшипник, в котором каждый из двухсот пятидесяти «шариков» весит 58 килограммов?
О своем экскаваторе Алексей Мартианов, бригадир машинистов ГВК рассказывает с любовью, как об одушевленном предмете. Говорит, что в этом ему нечего стесняться: каждый из его экипажа также относится к своей машине. Более того, как о живом начинают отзываться и специалисты чешского завода-изготовителя, курирующие крупные ремонты экскаватора.
Породу KU-800 срезает десятью ковшами, закрепленными на роторном колесе. Диаметр колеса — 11 метров, и вращается оно со скоростью 7 оборотов в минуту. Кабина оператора висит рядом с роторным колесом на высоте 20 метров.
Алексей Мартианов в кабине с видом на ротор экскаватора. Вращающееся трехэтажное колесо впечатляет. Вообще от путешествия по галереям KU-800 захватывает дух.
— У вас эти впечатления, наверное, уже немного притупились?
— Да, есть такое, конечно. Ведь с 1971 года работаю здесь.
— Так ведь в те годы этого экскаватора еще и не было?
— Была площадка, на которой его только монтировать начинали. Шел он сюда узлами, около трех лет собирали его шеф-монтажники чехи.
— По тем временам это невиданная техника была?
— Да, это четвертая машина, вышедшая с конвейера чехословацкого завода-изготовителя. Газетчики нас тогда прямо-таки атаковали. Даже в журнале «Наука и жизнь» про наш экскаватор писали.