Аксель Эрландсон - был весьма необычным фермером, который знал как обучить деревья расти в соответствии с его дизайнерской мыслью. Березы, ивы и многие другие деревья превращались в кольца, сердца, различные лестницы. К сожалению его нет в живых уже полвека, но у него есть последователи, которые до сих пор используют его мастерство в современном дизайне.
Семья этого талантливого садовода-самоучки эмигрировала в США из Швеции и осела в Калифорнии в 1902 году. Мальчик с детства пропадал в полях, наблюдая за ростом растений, пытаясь разгадать секреты живой природы и научиться её магии. А когда вырос, основал собственную ферму и занялся выращиванием бобовых.
Плодородные земли и природное чутьё - он словно разговаривал с растениями - приносили отличные урожаи. Семейное дело шло в гору. Чтобы развлечь себя и своих близких Аксель решил поэкспериментировать с деревьями собственного сада, превратив его в своеобразную сказочную галерею.
Отличие живых скульптур новатора от классической парковой скульптуры было в том, что Элрадсон в основном работал со стволом и ветвями, добиваясь удивительных результатов. Дерево-беседка, дерево-лестница, дерево-человек, дерево-кресло! Талантливый садовник научился создавать самые разнообразные формы. Когда же его спрашивали, в чём секрет, почему другие не могут повторить подобное и как в его руках живое дерево превращается в податливый воск или глину, он отвечал: "Просто я прошу их об этом".
А ещё, поговаривали, фермер владеет секретом чудесного состава, благодаря которому можно сращивать любые надрезы и соединения стволов и ветвей. Экспериментируя с прививкой, обрезкой, применяя конструкции собственного изобретения, он увлечённо возился в саду с утра до вечера и совершенно не рассчитывал на какую-либо популярность.
Но люди падки на диковинки, к тому же слухи в сельской местности распространяются быстро. Его сад неожиданно для хозяина превратился в местную достопримечательность: поглазеть на диковинные деревья-скульптуры съезжались люди со всей округи. Решив не сопротивляться неожиданно свалившейся на него славе, Аксель Элрадсон приобрёл участок в местечке Скоттс-Велли на пересечении нескольких оживлённых дорог, пересадил туда свои лучшие экземпляры и в 1947 году торжественно открыл сад-музей "Древесный цирк".После смерти Акселя в 1964 году долгое время у его дела практически не было продолжателей. Но в 1996-м его соотечественники Питер Кук и Бэки Нортей, вдохновлённые наследием Элрадсона, загорелись идеей выращивать живую мебель и назвали своё искусство pooktre — искусство управлять формой растущих деревьев.
И хотя, к примеру, выращивание одного кресла растягивается на 15 лет, заказов у них предостаточно. Даже японские бонсаисты, а их требовательному вкусу угодить крайне сложно, признали необычное мастерство Питера и Бэки. Однако, сами они говорят - до того, что творил Элрадсон, им ещё далеко.
Источник: gorod-77.livejournal.com