В данном фоторепортаже вы узнаете о школьном образовании детей кочующих общин оленеводов. В конце августа в тундру прилетает вертолет и забирает всех детей в школу-интернат. Школьники смогут увидеться с родителями только перед Новым годом.
Знакомьтесь, Людмила Викторовна Пашкина, директор Муниципального Казенного Образовательного Учреждения "Ненецкая общеобразовательная средняя школа-интернат" им. А. П. Пырерки города Нарьян-Мар.
Елена Васильевна Сметанина, социальный педагог школы:
Удивительные люди… мы общались больше двух часов и только поздний вечер заставил прекратить беседу. Каждый материал из моей школьной серии по-своему необычный, но именно в этой школе так много особенностей не столько обучения и процесса, сколько психологии и отношений. Только настоящие профессионалы и фанаты своего дела могут с такой преданностью и энтузиазмом двигать жизнь вперед. О самой школе я напишу подробнее в одном из следующих репортажей, сегодня же хочу рассказать о том, как организован процесс обучения детей, которые живут в кочевых оленеводческих хозяйствах.
В школу прямо из чума...В школе-интернате обучается 201 ребенок в возрасте с 8 до 18 лет из населенных пунктов Ненецкого Автономного Округа, из них:- дети, которые находятся на полном государственном обеспечении (дети-сироты, когда родители лишены родительских прав, частично лишены и т.д.) - 111- дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, т.е. родители которых по разным причинам не могут временно исполнять родительские обязательства - 3- а также "домашние" дети из населенных пунктов, где нет школ. В данном учебном учреждении обучаются дети из 13 населенных пунктов округа, где нет учебных заведений, либо есть только начальная школа. Самый удаленный населенный пункт от этой школы - это Усть-Кара в 4х часах лета на вертолете.Коренное население Ненецкого Автономного Округа, которое работает в оленеводческих хозяйствах в тундре, ведет кочевой образ жизни. В советское время были попытки создать стационарные оленеводческие "хозяйства-колхозы", однако это невозможно и неприменимо на практике. Жизнь оленеводов - это постоянное перемещение по тундре с одной стоянки на другую круглый год, на одном месте задерживаются не дольше, чем на 1-2 месяца, так как олени съедают ягель в пределах стоянки. В НАО 42тыс жителей и 180тыс оленей, которые находятся на естественном выпасе на бескрайних просторах тундры. Этот традиционный образ жизни сложно представить нам, живущим в городе, но эти семьи так живут из поколения в поколение. Да, в чуме сейчас есть телевизор, спутниковая тарелка и прочие атрибуты технологического прогресса, но только сам образ жизни не меняется и не изменится в будущем. Оленей по другому не разводят. В летнее время вся семья оленеводов проводит в тундре, включая женщин и детей. В конце августа-начале сентября детей собирают по тундре на вертолетах, а в декабре перед новым годом возвращают обратно в семьи. В зимнее время в тундре остаются только мужчины, женщины обычно зиму проводят в поселке, куда их иногда забирают на вертолете по пути в сентябре вместе с ребенком…Ребенок с младенчества проводит в чуме, уже в 4-5 лет дети ведут хозяйство практически наравне со взрослыми и тут, вдруг, наступает школьный возраст. К примеру, Каратайка - в этом регионе наибольший процент семей ведет традиционный образ жизни, дети из которых учатся в этой школе в Нарьян-Маре. Для обучения в 1-4 классах в Каратайке есть начальная школа, а с 5 по 11 классы дети уже летят в школу-интернат сюда. А в некоторых населенных пунктах нет и начальной школы!Самая серьезная проблема - это возврат детей к традиционному образу жизни. За время нахождения в городе ребенок теряет навыки, которые были приобретены в тундре. По статистике интерната до 80% детей все же возвращаются в тундру в свои поселки либо в оленеводческие хозяйства. Это очень высокий и хороший показатель.Елена Васильевна вспоминает девочку, которая хорошо училась, но после 9го класса родители ее не отпустили в школу и она осталась в тундре. Очень тонкая грань оценки такой ситуации. С позиции нас с вами, интернет-читателей, такой поступок родителей однозначно оценивается негативно, но есть другая сторона - традиции. Часто родители считают, что если ребенок умеет считать и писать, они не отпускают детей. Вот тут и возникает конфликт, есть семейный кодекс и насильно ребенка из семьи забрать никто не может. Но есть конституция, гарантирующая право ребенка на образование. Часто именно Елена Васильевна беседами, уговорами, обещаниями взять под личную опеку забирает детей из семей!Детей собирают из чумов по тундре, используя вертолет Ми-8. В случае, если есть перелеты над морем - тогда Ми-8 МТВ.22 места, если вертолет обычные, если вахтовый (с бочкой в салоне), тогда мест 14-16.Кроме двух пилотов в составе экипажа вылетает преподаватель школы, а также проводник из коренного населения, который знает маршруты оленеводов в Тундре. Основная проблема - это найти чум оленеводческой бригады, большинство из них не сообщают свои координаты и поиск проводится визуально. Часто это занимает по 2-3 часа…