Лидия Литвяк - Герой Советского Союза, лётчик-истребитель, командир авиационного звена, гвардии младший лейтенант. Была одной из самых результативных женщин в годы Второй мировой войны. Эта на первый взгляд хрупкая и милая девушка посвятила всю себя борьбе с фашистскими захватчиками и сделала невозможное. Вечная слава героям!
Так уж получилось, что среди советских истребителей-асов, отличившихся в Великую Отечественную войну, всенародная известность и слава достались, по сути, лишь двоим, самым лучшим – Ивану Кожедубу (по уточнённым данным – 64 личные победы) и Александру Покрышкину (59). К превеликому сожалению, других наших «соколов» в народе практически не знают. Ну, знают, правда, ещё – благодаря книге Бориса Полевого – про Алексея Маресьева (11, в т.ч. 7 после возвращения в строй, с ампутированными ногами). Кто-то может припомнить славного сына крымско-татарского и дагестанского народов Амет-Хана Султана (30 плюс 19 побед в группе). Вот, собственно говоря, и всё, вернее – все…В тени Кожедуба и Покрышкина оказался даже третий наш ас, сослуживец Покрышкина – дважды Герой Советского Союза Григорий Речкалов, уступивший Покрышкину совсем немного (56 побед). Тут, однако, имеется одно обстоятельство: Речкалов был прекрасным лётчиком и храбрым человеком, но обладал сложным характером, был излишне амбициозен и «хромал» по части боевой дисциплины.…В общем, недостаточно наш народ знает своих героев-авиаторов и крайне важно поэтому вести соответствующую работу по устранению «белых пятен». А ведь, между прочим, в Красной Армии воевала лучшая женщина-ас в истории авиации – Лидия Литвяк. Особо отличилась она в Сталинградской битве, 80-летие победы в которой мы отмечаем сейчас. А похоронена Лидия Литвяк на Украине – в братской могиле в селе Дмитриевка Шахтёрского района Донецкой области.
Родилась Лидия в Москве в 1921 году. Как и многие молодые люди 30-х годов, увлеклась авиацией. С 14-ти лет она посещала авиаклуб и в 15 совершила свой первый самостоятельный полёт. После окончания Херсонской авиашколы лётчиков-инструкторов работала инструктором в Калининском аэроклубе. Причём Литвяк отлично проявила себя на этой работе, подготовив до войны 45 курсантов.Когда началась Великая Отечественная война, советское командование не планировало широкого участия женщин в боевой авиации. Однако огромные потери лётного состава заставили изменить первоначальные намерения. Уже в октябре 1941 года было принято решение сформировать из добровольцев три женских авиаполка. Руководить данной работой поручили легендарной лётчице Марине Расковой.В начале 1942-го Лидия Литвяк подала прошение в боевую – истребительную – авиацию, приписав себе недостающих 100 лётных часов. Её зачислили в 586-й истребительный авиаполк (ИАП). Свой первый боевой вылет Литвяк совершила в июне в небе над Саратовом.Вспоминает старший сержант Инна Паспортникова, бывшая в годы войны техником самолёта Лидии Литвяк:"В октябре 1941 года, когда мы ещё тренировались на учебной базе под Энгельсом, во время построения Лиле приказали выйти из строя. Она была в зимней форме, и мы все увидели, что она отрезала верха своих меховых унтов, чтобы сделать модный воротник для лётного комбинезона. Наш командир Марина Раскова спросила, когда она это сделала, и Лиля ответила: "Ночью..."Раскова сказала, что следующей ночью Лиля, вместо того чтобы спать, отпорет воротник и пришьёт мех обратно на унты. Её к тому же ещё и арестовали, посадив в отдельное помещение, и она действительно всю ночь занималась обратной перешивкой меха.Это был первый раз, когда другие женщины обратили внимание на Лилю, поскольку раньше никто даже не замечал эту невысокую, миниатюрную девушку. В свои 20 лет она была такая худенькая, симпатичная и очень похожая на популярную в те годы актрису Серову. Странное дело: шла война, а эта маленькая девушка с белокурыми волосами думала о каком-то меховом воротничке..."Свои первые боевые вылеты отважная лётчица совершила в составе 586-го женского истребительного авиаполка весной 1942 года в небе Саратова, прикрывая Волгу от налётов вражеской авиации. С 15 апреля по 10 сентября 1942 года выполнила 35 боевых вылетов на патрулирование и сопровождение транспортных самолётов с важными грузами.10 сентября 1942 года, в составе того же полка, прибыла под Сталинград и за короткий период времени совершила 10 боевых вылетов.13 сентября, во втором боевом вылете по прикрытию Сталинграда, открыла свой боевой счёт. Сначала сбила бомбардировщик Ju-88, затем выручая свою подругу Раю Беляеву, у которой кончились боеприпасы, заняла её место и после упорного поединка подбила Ме-109. Лётчиком Me-109 оказался немецкий барон, одержавший 30 воздушных побед, кавалер Рыцарского креста.