Отличительная черта фильмов, где фигурируют героини из России, — любовь завершается свадьбой. И неважно, кто избранник: холостяк из Британии или повеса из Франции. И конечно, отношения то и дело переплетаются с бюрократическими процедурами: визитами в паспортный стол, оформлением виз и гражданства. Сюжет во многом зависит от эпохи. Кстати, роли россиянок всегда доставались и достаются обворожительным актрисам. Вот несколько примеров, полезных для исторического анализа.
«Ниночка», 1939 год, США
Режиссер Эрнст Любич
В парижском ресторане товарищ Ниночка заказывает сырую свеклу, делает комплименты графу Леону Д’Алгу по поводу его белых зрачков и здоровой роговицы глаза, а цены капиталистических магазинов измеряет поголовьем скота, которым можно накормить советский народ. Газеты писали, что вжиться в образ несгибаемого партработника Грете Гарбо помогало отсутствие макияжа. Впрочем, даже в ее хмуром ненакрашенном лице граф Леон разглядел простодушие и сердечность. И разумеется, потерял голову. «Ниночка» — любимая роль Греты Гарбо. В 1940 году картину выдвинули в четырех номинациях на «Оскар», но все награды ушли к стопроцентно американской ленте «Унесенным ветром».Бондиана
«Из России с любовью», 1963 год, США, режиссер Теренс Янг; «Шпион, который меня любил», 1977 год, США, режиссер Льюис Гилберт
Долгое время одним из немногих советских учреждений, имевших дело с иностранцами, было КГБ. Джеймс Бонд как сотрудник британской разведки часто сталкивался с его агентами по долгу службы. Иногда такие встречи были прекрасны — как, например, с красавицей Татьяной Романовой («Из России с любовью»), которую играла вице-мисс вселенная 1960-го — итальянкаДаниэла Бьянки. Вторую русскую шпионку в жизни Бонда, Аню Амасову в «Шпионе, который меня любил», сыграла жена Ринго Старра Барбара Бах. После падения железного занавеса тема КГБ потеряла актуальность, а наши женщины — нет. В 2008 году в «Кванте милосердия» партнершей Бонда стала Ольга Куриленко. А сейчас идут переговоры об очередных съемках идут с бывшей российской гимнасткой Маргаритой Левиевой.«Девушка с Петровки», 1974 год, США
Режиссер Роберт Эллис Миллер
В «Девушке с Петровки» Голди Хоун сыграла диссидентку по имени Октябрина. Антисоветские взгляды заявлены уже в первой сцене, где героиня оттачивает балетные па на фоне горящих лампад в русской православной церкви, а друг-фарцовщик Костя (Энтони Хопкинс) вытрясает из чемоданов джинсы и прочие импортные вещи. Тот же Костя знакомит ее с американским журналистом Джо, в которого она по уши влюбляется. Какое женское сердце устоит против сигарет, долларов и подаренных шляпок с большими полями?! Но счастье было недолгим. КГБ не простило соотечественнице свиданий с американцем, ее упекли в тюрьму.«Русский отдел», 1990 год, США
Режиссер Фред Скеписи
Погони, стрелялки и шпионские тайны — просто ерунда по сравнению с настоящей любовью. Девушку Катю с двумя детьми и старым дядей Матвеем сыграла Мишель Пфайфер, отказавшись от других съемок. «Если прежние роли были моим продолжением, то «Катя» совсем не перекликалась с моим характером, — объясняла актриса. — Я узнала, что русские более пассивны и ранимы, чем мы. А еще они рискуют детьми, свободой и жизнью. Такой опыт очень отрезвляет». В фильме «Русский отдел» Катя стоит в очереди за туфлями в ГУМе, ездит на работу в редакцию в набитом троллейбусе. От других соотечественников ее отличает высокая идея: через Барли Блэйра (Шон Коннери) она пытается переправить на Запад важную рукопись советского ученого, чем и вызывает повышенный интерес в шпионской среде.«Именинница», 2001 год, США
Режиссер Джез Баттеруорт
Одинокий банковский служащий заходит на сайт брачного агентства «Из России с любовью» и выписывает себе в Англию Надю (Николь Кидман). Глупость содеянного Джон понимает по дороге из аэропорта домой – по-английски невеста не говорит, без конца дымит сигаретами, а загадочность славянской души вводит его в ступор. Девушка даже не просит остановить машину, когда ее укачивает. Дома невеста дарит ему обручальное кольцо и почти силой вступает с ним в интимные отношения. Надя — просто красавица, но ее божественный образ спускают на землю размалеванные стрелки и розовая резинка в волосах. В конце концов, оказывается, что она соучастница банды, промышляющей грабежом иностранных женихов. Готовясь к съемкам, Николь Кидман дни напролет проводила в русском посольстве в Австралии: перенимала походку, взгляд и движения.