Интересные данные: белорусские водители стали проводить в среднем вдвое больше времени на заправках, чем еще 15 лет назад. Из киосков с наглухо затонированным стеклом АЗС превратились в большие торговые комплексы, где можно купить как жвачку, так и садовую мебель. Теперь многие заправки стремятся предоставлять сопутствующие услуги, такие, например, как автомойка или химчистка салона. Но одно остается неизменным: в первую очередь автомобилисты едут туда за топливом. Откуда сети АЗС берут бензин и дизтопливо, проверяют ли его при поступлении и как устроена заправка изнутри, читайте в нашем репортаже.
— В седьмую 92-го на все, — протягивает 200-тысячную купюру водитель.
Обычно одной, примерно такой фразой ограничивается все общение между клиентом и оператором АЗС. На большее времени нет. Ритм работы здесь как на скоростной магистрали. В пиковое время в минуту обслуживают по 3—4 посетителя! Ежедневно в среднем заправляются 1200—1300 автомобилистов, 500 человек совершают покупки, а 250 решают перекусить. Это средние цифры по Минску: где-то поток больше, где-то — меньше.Такой спрос на отдельно взятой заправке косвенно свидетельствует о нехватке мест, где можно пополнить бак автомобиля. В Беларуси по соцстандартам должно быть построено еще около 400 АЗС. Что уж говорить, если их дефицит ощущается даже в Минске! В стратегических планах, пожалуй, каждой компании — расширение сети. Впрочем, самые лучшие места — на выезде из столицы — уже заняты. На одной из таких заправок мы и оказались.
Сейчас даже сложно представить, что АЗС может когда-то не работать. Круглые сутки там кто-то находится: ночью магазин и кафе, конечно, закрыты, а с оператором расплачиваются через бронированное окошечко. Но в дневную смену трудятся два оператора, два продавца, два бармена, сотрудник автомойки, а также администратор и менеджер. Это своего рода ответ на спрос: теперь заправка не просто место, где можно заполнить бак автомобиля. Однако об этом чуть ниже. Сейчас как раз приехала автоцистерна с топливом и есть более важные дела.
Если кто-то присматривался к бензовозу, то должен был обратить внимание на ряд цифр на цистерне: 10 900, 9000, 6840, 3910… Они обозначают объем секций. Обращаем внимание, что отделения для ДТ и АИ-92 — самые большие. Это по-прежнему два самых популярных вида топлива в нашей стране.
— 10 900 литров дизтоплива будут сливаться полчаса. Его должно хватить на день, — замечает директор АЗК-2 United Company Татьяна Бакунович.
Но прежде чем попасть в резервуары, топливо проходит контроль. Прямо на заправке оператор сверяет документы, затем залезает на цистерну и вскрывает пломбу. Во-первых, проверяет уровень заполненности. Во-вторых, берет пробу.— Пробу заливают в колбу. С помощью ареометра, похожего на градусник, проверяет плотность топлива. Грубо говоря, выясняем, не было ли оно разбавлено, — объясняют специалисты.
Следующий этап — проверка метроштоком. Он предназначен для измерения уровня наполнения резервуара топливом. Кроме того, с помощью метроштока и специальной пасты измеряют присутствие «посторонней» воды, которая могла случайно попасть в цистерну (конденсат, дождь).