Представляю вашему вниманию 20 лучших зданий на нашей планете, которые были возведены совсем недавно и сочетают в себе уникальные технологические решения, креативность и футуристичность.
Новый терминал аэропорта Шэньчжэня работы итальянца Массимилиано Фуксаса похож на полуторакилометровую рыбу, покрытую блестящей шестиугольной чешуей окон. Открытое в конце ноября здание поражает не только своими размерами, но и футуристическим дизайном: дневной свет эффектно проникает сквозь полупрозрачный фасад во внутренние помещения. Строительство комплекса длилось около четырех лет и обошлось в $1,4 млрд. Пропускная способность аэровокзала – 25 млн пассажиров в год: этого должно быть достаточно, чтобы в ближайшее время обеспечить потребности свободной экономической зоны на границе с Гонконгом. Впрочем, архитектор заложил в проект возможность дальнейшей реконструкции аэропорта.
Спроектированный Рэмом Колхасом «высотный город» De Rotterdam – самое масштабное здание Нидерландов. Расположенная в бывшем портовом районе Роттердама стеклянная стена из восьми блоков высотой в полторы сотни метров вмещает в себя отель, офисы, жилье, конференц-залы и торговый центр в стилобате. Проект разрабатывался с 1997 года, но из-за дороговизны приступить к строительству удалось лишь после начала кризиса 2008 года. Тогда из-за резко упавшего спроса серьезно подешевели услуги подрядчиков – и все равно здание обошлось в колоссальные €340 млн.
Еще одна постройка в китайском Шэньчжэне – и снова работа бюро OMA Рэма Колхаса. Как точно заметили колумнисты главного на свете архитектурного журнала Mark, 250-метровое здание шэньчжэньской финансовой биржи выглядит слишком просто для того, чтобы иметь автора, но в то же время оно настолько самобытно, что вряд ли может быть объектом для подражания. Архитекторы OMA подняли основание постройки вверх, превратив его в консоль, и неожиданно получили свежий образ небоскреба.
Утилитарный характер здания не повод делать его скучным. В прошлом году швейцарцы Херцог и де Мерон перестроили ярмарочный центр в Базеле: благодаря ажурному алюминиевому фасаду новый павильон выставки выглядит легко и эффектно, а сквозной проход в центре постройки позволил развернуть прежде замкнутый комплекс к городу и создать новое общественное пространство.
Швейцарский проект японского минималиста Шигеру Бана, экспериментировавшего прежде со строительством временных зданий из картона (одна из его работ – павильон «Гаража» в московском парке Горького). В Цюрихе архитектор возвел воздушную штаб-квартиру медиаконцерна Tamedia. Никаких болтов и железобетона: пятиэтажное офисное здание имеет сложенный, словно конструктор, деревянный каркас, поверх которого накинут легкий стеклянный фасад. По иронии судьбы Шигеру Бан не смог бы получить разрешение на возведение этого здания у себя на родине, зато традиционные японские приемы пришлись к месту в Европе.
Наряду с Норманом Фостером Заха Хадид – главный продукт британского архитектурного экспорта: ее бюро с большим удовольствием проектирует роскошные деконструктивистские здания-аттракционы для восточных деспотий. Неудивительно, что Хадид является автором одной из самых эффектных новых построек на территории бывшего СССР. Открывшийся год назад Культурный центр Гейдара Алиева в Баку – вряд ли самый интересный музей на свете, зато он поражает своими плавными, текучими формами, создание которых было бы невозможно без использования инновационных материалов.