История началась, когда я услышала о двух пожилых братьях, живущих вместе в Тессандене (Tessanden), крошечном поселении неподалёку от коммуны Вого (V?g?) в аграрном регионе центральной Норвегии, —рассказывает норвежский фотограф Элин Хойленд (Elin H?yland). — Я впервые встретила их в местном магазине, куда они выбирались каждую неделю. Когда я приехала, они вышли из дверей с огромными рюкзаками, набитыми едой .
Так Хойланд познакомилась с Харальдом и Матиасом Раменами — двумя братьями 75-ти и 80-ти лет, которые всю жизнь прожили на той же маленькой ферме, где родились. Хотя до определённого момента они делили кров с родителями и братьями и сёстрами, в конечном итоге братья остались вдвоём. Ни один из них так и не женился.
Заинтригованная тем, что в стремительно меняющейся Норвегии ещё сохранились места, где люди живут настолько простой и изолированной жизнью, Хойланд решила запечатлеть быт Раменов на фотографиях. Она назвала серию «Братья».
Их размеренный деревенский образ жизни был построен просто и предсказуемо. «Они рубили дрова, таскали дрова, и жгли дрова, — вспоминает Хойланд. — Еще они страстно увлекались орнитологией и по крайней мере дважды в день наполняли кормушки в двадцати скворечниках, за которыми вели наблюдение. В свободное время они слушали радио или читали местную газету. В 60-х Харальд и Матиас на один месяц взяли напрокат телевизор, но потом вернули, решив, что он отнимает слишком много времени».
Чёрно-белые фотографии Хойланд наполнены ощущением покоя, но в то же время — силы и жизнелюбия, которое излучают неразлучные братья в одинаковых вязаных свитерах и лыжных шапочках, наблюдающие за птицами, сидящие на кроватях в аскетичной спальне, прямо глядящие в объектив фотоаппарата. На них показаны две человеческие жизни — чрезвычайно замкнутые, но настолько плотно переплетённые друг с другом, что кажется, что они принадлежат иной, сказочной реальности.
Самая трогательная и печальная, часть серии — это триптих с общей спальней Харальда и Матиаса. На первой фотографии оба брата сидят на своих кроватях. На второй, сделанной после смерти Харальда, — только Матиас. На последнем снимке обе кровати пусты.
С годами лицо человека приобретает особенную выразительность, на нем «проступает» характер и «отпечатывается» жизненный опыт. Поэтому старики становятся моделями для художников и фотографов не реже, чем молодые и совершенные.
Источник: www.kulturologia.ru