Со слов автора: У большинства из нас Чукотка ассоциируется чёрно-белыми картинками, на которых это холодная страна с вечной зимой снегом и льдами, на фоне которой чёрные фигурки чукчей, их яранги, олени, и на фоне студёного серого моря сцены охоты на морского зверя. Всё это тут есть, но Чукотка бывает и иной...
За короткую бурную весну и северное лето, расцветает Чукотка. В это время здесь дивным узором сплетаются и зелень тундры, и разноцветье цветущих на её серых камнях лишайников, и многоцветье её диковинных цветов, и удивительные тона её белых ночей.
А Чукотская осень, когда на фоне голубых небес и сияющих свежей белизной вершин, загорается всеми оттенками багрянца тундра и вспыхивают яркой чистой желтизной лиственницы, и вовсе бал цветов.
Попадание туриста на Чукотку , кроме удалённости этой территории, что на карте России от Москвы, имеет и ещё одно существенное препятствие. И препятствие это в том, что основные аэродромы прибытия на Чукотку, в Анадыре и Певеке, находятся в пограничной зоне. Всём понятно, что это пережиток советских времён, но кому-то видимо так удобно и менять здесь, похоже, никто ничего не собирается.
Вместе с тем, что сегодня граница погранзоны на Чукотке находится в 25 километрах от линии морского побережья, а самый восточный район Чукотки, который собственно и называется Чукотским, имеет свой особый пограничный статус.Цивилизованных способов решения этой проблемы не так уж и много.
Первый, заручившись приглашением человека с местной пропиской, в течение месяца или двух, получить пропуск в погранзону на этом основании. Недостатки его в том, что официально он даёт право находиться лишь там куда вас пригласили, а не путешествовать где вам захочется.
Другой способ – приглашение на работу и пропуск оформленный работодателем. Недостатки те-же, за исключением того, что работодатель, руководствуясь своими необходимостями, может послать вас в командировку, с любым маршрутом на Чукотке, и эта командировка уже сама по себе будет законным основанием для следования по прописанному в ней маршруту. К месту будет упомянуть, что и сами чукоты, как самоназываются люди не коренных национальностей живущие на Чукотке постоянно, когда из места проживания вне погранзоны им нужно, например, слетать в Анадырь или Певек, этим способом пользуются.
Ещё один, менее нервнозатратный, но платный способ попадания на Чукотку самолётом, - оформить пропуск через какую либо, паразитирующую на этом пережитке советских времён местную турфирму.Из описанных самостоятельными путешественниками, такой опыт в 2010 году был у поляка из Кракова Михаила Мильчарека. За разрешение путешествовать по Чукотке и пропуск в погранзону, с целью посещения - «туризм», ему пришлось выложить турфирме из Анадыря 11 тысяч рублей. Но, это иностранец, возможно россиянину, которому не требуется разрешения на путешествие по Чукотке и вне погранзоны, такая услуга обойдётся значительно дешевле. Тот же Михаил Мильчарек упоминает, что турфирма может потребовать наличие у вас спутникового телефона, номер которого им якобы нужно указать при оформлении разрешения. А при желании посетить самый восточный район Чукотки, с более строгим погранрежимом, и сопровождающего от турфирмы…
А еще у него, по прибытии из Анадыря самолётом в Эгвекинот, затребовали оформить регистрацию. Что, при отсутствии местных знакомых, тоже стоило ему и нервов и денег, - большей частью уплаченных под не очень-то и нужное ему дорогое место в гостинице.
Не знаю, есть ли там такие строгости, в отношении путешествующих самостоятельно россиян, но думаю, почти любому из них хватит сообразительности сказать, что он следует через место прибытия транзитом, и задерживаться в нём не собирается. Так, например, после одиночного сплава по Анадырю от его истоков, когда я прилетел в столицу Чукотки из Маркова спецрейсом вертолёта, этого хватило, что бы разрешить назревающий инцидент с нарушением правил пребывания в погранзоне.
Как мне видится, пограничники там и сами понимают всю нелепость положения с погранзоной, в которой находятся и два основных города Чукотки и их аэропорты, и следуют здесь букве закона только там, где нет возможности на мгновение отвернуться в сторону и «не заметить» вынужденного «нарушителя».
Что касается меня, то лично мне самым перспективным законным основанием попаданием на Чукотку и обоснование путешествия там, видится командировочное удостоверение, например с целью – «собирать сказки, легенды, тосты…». По заверению местных информированных источников, способ этот работает.
И да, это нисколько не призыв лететь на Чукотку с фальшивой командировкой.
Самолётом добраться на Чукотку можно не только через Анадырь или Певек, но и через Билибино, куда летом до двух рейсов в день летает Ан-24 из Магадана, или Марково, куда оттуда же бывает борт раз в две недели.
Стоимость билета из Магадана в Билибино была около 12,5 тысяч рублей, из Магадана в Марково, около 16 тысяч теми же деньгами. Кроме того, со своей периодичностью, из Магадана прямо до месторождения «Купол», где у канадцев есть посадочная полоса, летает самолёт, возящий туда и вывозящий оттуда вахту. Почему то не сомневаюсь, что среди самостоятельных путешественников, найдутся и те, кто умудрится получить разрешение руководства компании «Кинросса Голд» и улететь на Чукотку их спецрейсом.