Из всех увлечений или хобби, одно из самых популярных в мире остаётся изготовление масштабных моделей автомобилей. Одним из увечённых этим занятием людей является немец, Мартин Хёкешовен. Но его модели имеют одно существенное отличие от других: они ржавые, побитые и частично разобранные
Если говорить о настоящих автомобилях, то наличие ржавчины, царапин, прогнивших дыр, разбитых стёкол – это детали, которые обычно автолюбители не хотят видеть на своих железных конях.
Кому может понравиться груда ржавого металлолома? А вот модели – совсем другое дело. Удивительно, но факт, что большое количество людей готовы выложить огромные суммы денег за миниатюрный проржавевший автомобильчик. Именно по этой причине творческое увлечение Мартина приносит ему неплохую прибыль: стоимость одной его модельки достигает 20-25 тысяч евро!
В мире коллекционеров масштабных моделей автомобилей купить или самостоятельно собрать из набора деталей новенькую, сверкающую хромом модель – вообще не проблема, потому что на заводах их штампуют тысячами и магазины забиты этим товаром! Поэтому Мартин Хёкешовен, который, кстати, по специальности художник-график, пошёл по иному пути.
Все его модели – миниатюрные копии легендарных автомобилей, таких как Porsche 356 Renntransporter, Mercedes 300SL, Lancia Astura 1937 Pininfarina, Bugatti 57 Stelvio, Jaguar XK 140 выглядят так, как будто простояли где-то в лесу или в болоте лет, эдак, пятьдесят. Раритеты выпускались в своё время ограниченными сериями. Например, Mercedes 300 SL Gullwing, выпущенный в 1955; их было собрано за всё время не более тридцати штук.
Деталировка моделей в исполнении Мартина вызывает ощущение реальности автомобиля. Каждая модель собирается очень скурпулёзно и тщательно – отношение к деталям очень серьёзное.
А всё началось с того, что брат Мартина в своё время ремонтировал автомобили. В результате накапливалось множество ржавых отходов, покорёженных деталей, которые и забирал себе будущий моделист. Однажды ему пришло в голову, что из этих старых деталей могли бы получиться неплохие модели. В своём гараже он старательно склеивал, выпиливал, сваривал и соединял ржавый металл, старый пластик и битое оргстекло. В результате всех его стараний на свет появлялись модели, которые на фотографиях невозможно было отличить от настоящих автомобилей, простоявших в дебрях леса и состарившихся естественным образом.
Мастер делает модели с 70-х годов исключительно в единичных экземплярах. В этом ему помогают сварка, разнообразные инструменты и конечно любовь к своему делу. Исходный материал он собирает на свалках. Часто это детали с настоящих автомобилей, медленно гниющие под дождём и ветром, что придаёт реализма моделям.