Сотрудница сетевой аптеки анонимно рассказала о том, почему зарубежные препараты лучше отечественных, зачем провизорам микрофоны в халатах и чего можно ждать от покупателей
Образование аптекарей
Специальное образование есть не у всех сотрудников аптеки. Оно требуется только провизорам и фармацевтам. В аптеках можно встретить консультантов — их посылают, как правило, косметические бренды, чтобы те рассказывали покупателям о косметике.
А вот работа за кассой (или «первым столом», как его называют сами аптекари) требует специального образования. «Первостольниками» становятся фармацевты или провизоры. Фармацевтов учат в медицинских колледжах, а провизоров — в вузах. В Москве на провизоров учат только в двух местах: в РУДН и в Сеченовке. Есть несколько сильных фармацевтических вузов в других городах России, чаще всего их выпускники приезжают работать в Москву. Разница в высшем и среднем специальном образовании, конечно, есть, но нельзя сказать, что она заметна в работе. В университете тебя пять лет учат и тому, что тебе обязательно пригодится для работы, и таким вещам, которые не нужны совсем. Но не стоит считать, что высшее образование в нашем деле не нужно: всё-таки после вуза знания более глубокие.
Работа аптекаря — очень тяжёлая. Помимо того, что тебе нельзя забывать названия лекарств, все противопоказания и показания к применению, ты весь день проводишь на ногах, бегая от одного шкафа к другому. Профессиональная болезнь фармацевтов — варикоз. Бывает, что за день аптекарь проходит километры. Директором аптеки тоже работать нелегко: он отвечает за поставки, подбор персонала, решает все коммунальные проблемы и при этом сам встаёт за прилавок, когда надо кого-то заменить.Про зарплаты и оборот
Фармацевты получают примерно от 40 до 50 тысяч рублей. Директора аптек — от 50 до 100 тысяч. Однако, чтобы получать 100 тысяч рублей на такой должности, нужно быть директором очень крутой и популярной аптеки, а таких немного. У всех сетей аптек есть несколько «доевых» точек, которые своей выручкой кормят всю компанию. У них колоссальные продажи. Например, была одна аптека в люксовом торговом центре, где ежемесячная выручка достигала 19–20 миллионов рублей. Там стандартные посетители — это женщины, которые покупают крема по 25–30 тысяч рублей и могут легко за один раз потратить, например, сотню. Главное в финансовом успехе любой аптеки — это её местоположение. Люди обычно заходят за лекарствами по пути домой или на работу, поэтому важно, чтобы место было проходным. Тут, как правило, не работает понятие «любимый бренд».
Все считают, что аптеки зарабатывают дикие деньги, на деле это совсем не так. Взять для сравнения продуктовый магазин: ты можешь делать какую угодно наценку, брать на должность кассиров людей без образования или мигрантов. Работа в магазине потоковая, а каждый чек в среднем 500–1000 рублей. С аптекой же всё совсем не так: на работу тебе нужны только квалифицированные специалисты, так как они обязаны помогать человеку выбирать лекарства, наценку ты большую делать не можешь, много денег в аптеке тоже не оставляют. Потратить 2000 рублей на продукты в магазине для москвича не проблема, а в аптеке — уже целое событие.
Цены на лекарства
На большую часть препаратов государство устанавливает максимальную маржу в 10 % — больше ты не можешь набросить официально. Поэтому аптеки пытаются выезжать на другом — чаще всего на косметике. Потому что цены на неё ты можешь устанавливать такие, какие хочешь. Нелегальную деятельность вести невозможно: у любой аптеки огромное количество проверок.
Иногда сетевые аптеки договариваются с фармацевтическими компаниями в продвижении нового лекарства. Как правило, в таких случаях тем провизорам, которые продадут больше всего определённого препарата, обещают премии. Поэтому в их интересах разрекламировать посетителю товар. Однако фармацевт — не продавец, он ни в коем случае не должен уговаривать человека покупать что-то. Его задача — предложить или посоветовать.
Я часто слышу, как люди негодуют: зачем покупать зарубежные препараты, если есть более дешёвые отечественные? Дело в том, что в зарубежные фармацевтические компании используют очень качественные вещества, тестируют все новые лекарства по несколько лет и так далее. В России обычно повторяют уже готовые формулы и закупают все вещества по дешёвке в Китае. Поэтому если у вас есть выбор между аспирином за 12 рублей и за 120, не жалейте денег. Бывает, что старушкам не хватает денег на лекарство, провизор в таких ситуациях помочь ничем не может. Тогда кто-то из очереди вызывается помочь и оплачивает покупку. Такие истории — не редкость.
Покупатели
Самое парадоксальное, что до сих пор, в 2014 году, люди стесняются покупать презервативы. Обычно их покупка выглядит так: приходит мужчина лет 30 и покупает кучу ерунды вроде леденцов от кашля, крема для ног, аспирина и под конец, как бы между делом, просит презервативы.
В аптеку очень часто приходят неадекватные люди, устраивают скандалы, погромы. Был случай, что женщина сама нахамила провизору, снесла витрину, а затем написала жалобу на продавца. В таких ситуациях скандалисты не думают, что вообще-то в каждой аптеке не одна камера наблюдения, а у некоторых фармацевтов встроены микрофоны в халаты (многие сети так отслеживают качество обслуживания).