Ника Турбина, Надя Рушева, Саша Путря - три маленьких гения, живших в советское время. Прочитав их краткие истории в продолжении поста вы поймете, что эти дети, как кометы прилетели на нашу планету и, к сожалению, так же быстро угасли. Однако их мудрость мы будем хранить ещё долгое время.
Яркие, талантливые, ни на кого не похожие, они слишком рано покинули этот мир, оставив после себя богатое наследие - рисунки и стихи. Многое в их жизни было тесно переплетено с мистикой, высшими силами, непознаваемым.
Надя Рушева
Надя родилась в 1952 году в Монголии, в Улан-Баторе. Когда девочке исполнилось полгода, ее родители - художник Николай Рушев и первая тувинская балерина Наталья Ажикмаа-Рушева - переехали в Москву.
Рисовать Надя начала в пять лет - по собственной инициативе, без обучения. Ее отец сознательно решил предоставить дочери свободу творчества. Для нее это стало регулярным и любимым занятием. Рушева не пользовалась ластиком (рисунки, которые ей не нравились, она выбрасывала), черпала вдохновение в классической музыке (по воспоминаниям мамы, часто творила под колокольный звон или музыку Рахманинова). Известный биографический факт: однажды вечером, пока папа читал ей вслух любимую "Сказку о царе Салтане", Надя нарисовала 36 иллюстраций.Рушева говорила: "Рисование - это потребность"; по ее словам она обводила пером, фломастерами, карандашами то, что проступало перед ней на бумаге. В день она отводила любимому занятию не более получаса, после того, как были готовы уроки. Надя "выпускала" в мир пришедшие к ней образы - в общей сложности, она оставила после себя более 10 тысяч рисунков - легких, изящных. Она иллюстрировала книги, собственные сказки, придуманные ею же балеты. "Самому родному поэту", Пушкину, Рушева посвятила триста рисунков. Художников до глубины души поражала особенность Нади глубоко погружаться в любые эпохи и культуры. Ее лаконичные и безупречные рисунки были настолько необычны, что взрослые люди находили новый смысл в "нарисованных" ею произведениях.
С детства окруженная восхищением, она была самой обычной девочкой - играла в куклы, любила кататься на лыжах, бродить по залам музеев, мечтала поступить во ВГИК - делать мультфильмы. Первая выставка художницы, организованная журналом "Юность", состоялась, когда ей было 12 лет. В последующие пять лет у Рушевой прошло 15 персональных выставок - не только на родине, но и в Польше, Чехословакии, Индии, Румынии. Ее известность росла. Рассказывают, что гонораров, в силу возраста, ей практически не платили. Однажды Надя нарисовала себя в модных тогда джинсах, которых на самом деле у нее не было - семья Рушевых имела скромный достаток.
Если хочешь, чтобы они немного потлели, гори дотла сам... Это страшно трудно, но нужно. Нельзя только для себя", - написала Надя своему артековскому другу. Необычные способности художницы ярко проявились в ее последнем цикле - первых в истории отечественной литературы иллюстрациях к роману Булгакова "Мастер и Маргарита". Позже, уже после смерти Нади, рисунки показали вдове писателя Елене Сергеевне. Она была потрясена: девушка изобразила перстень на пальце Мастера, который был точной копией фамильного перстня Булгакова. А портрет Маргариты очень походил на старую фотографию самой Елены Сергеевны.
Накануне трагического дня Надя с папой вернулись из Ленинграда, домой. Девушка строила планы. Провожая отца на работу, она сказала: "Мастера и Маргариту" я завершила. "Войну и мир" - тоже. Биографию Пушкина, пожалуй, тоже... Буду продолжать Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Грина... И, конечно, Шекспира! Принеси мне, пожалуйста, сегодня из библиотеки "Дон-Кихота": вижу новый цикл!". На следующее утро, 6 марта 1969 года, Надя умерла.