Собственно, современная молодежь слабо интересуется старыми кинофильмами, созданными при СССР. Вероятно, они не такие зрелищные и динамичные, как современная голливудская 3D ухита . Да и сюжеты в старых советских лентах современной молодежи кажутся скучными и малоинтересными. Однако, в некоторых фильмах прошлых лет нынешние молодые люди могут увидеть вполне современные и животрепещущие для них реалии. Могут, если захотят вникнуть.
Попробую им помочь на примере замечательного кинофильма , который я , по молодости ,долгое время, так же игнорировал и считал отстойным . Но совсем недавно, случайно посмотрев фильм другими глазами , обнаружил там забавный собирательный портрет некой категории женщин, коим в интернете присвоено звание ТП.Итак, речь пойдет о старом советском фильме «Жестокий Романс.»
Решил я написать «сочинение» на тему «Образ ТП в экранизации пьесы А.Н. Островского « Бесприданница».
( Именно речь пойдет о киноверсии Э.Рязанова, так как в его кинофильме были несколько другие расстановки акцентов , что немного увело фильм от авторской трактовки.)
Попробую по-простому, на пальцах пересказать содержание фильма.
И добавлю немного скринов для иллюстраций. И немного пояснений для молодых людей.Итак, действа фильма происходят в провинциальном городке на Волге в середине 18 века.
В числе главных героев- Харита Игнатьевна-ранее овдовевшая мамаша трех дочерей. На протяжении всего фильма она тщетно пытается выдать замуж свою третью младшую дочь Ларису. По причине смерти отца этих дочерей, с финансами в этой семье весьма скудно, хотя при жизни главы семьи, видимо , ранее жили они весьма некисло.
Но, потеряв отца и мужа , эти три девицы и их мать остались так же без реальных средств к существованию.Тогда это называлось «не было приданого».
Разумеется, ни о каком «пойти поработать» речи быть не могло, ибо девушки были дворянских кровей, а значит, работать им было западло. Говоря современным языком- статус этой женщины целиком и полностью был определяем статусом ее мужа, однако , потеряв мужа , и не представляя для общества никакой реальной ценности , эта женщина была вынуждена срочно попытаться сохранить этот статус , выдав дочь за мужчину статусом не ниже утерянного.
Таким образом, их матушка регулярно устраивала в доме смотрины в стиле «а можно всех посмотреть?»
Собственно , к началу фильма от «всех» (троих) дочерей у мамаши оставалась уже только одна незамужняя дочь. Старших двух дочерей мамаша уже сдала ранее в эксплуатацию.
Оставалось найти спонсора для младшей дочери. Ради этого и устраивали в доме вечеринки и тусовки.
Выглядели эти посиделки весьма пристойно - под предлогом , например, празднования дня рождения, в дом приглашались предполагаемые женихи. Как водится, в доме пили, ели, танцевали, веселились, развлекались. В общем-то, по сути, устраивали брачные игрища самцов. Каждый из этих самцов стремился произвести впечатление на главную героиню -Ларису Дмитриевну.
Все в соответствии с первобытными инстинктами, с неистовым желанием показать себя в лучшем свете, оттесняя конкурента в дальний угол. Иногда самым отмороженным способом. Каждый по-разному, как говорится « кто на кого учился и у кого елда больше». При этом надо заметить, что молодые девушки очень любят, когда ради них совершают отмороженные поступки и меряются у кого больше сантиметров, не смотря даже на то, что при таких ранговых поединках подвергаются риску все, включая и саму ее. Что зритель и имеет возможность наблюдать.
Среди приглашенных мужчин преобладали, как правило, знатные и успешные люди, а так же нередко к ним попадали лица, лишь успешно создающие впечатления знатных людей, ведь по мнению Хариты Игнатьевны, предполагаемый избранник должен был способен обеспечить дочери хорошее материальное обеспечение.
Мало того, этот человек был должен взять девушку «без приданного».
Таким образом у женщин наблюдается стойкое желание сохранить утерянное высокое положение в обществе путем приобщения к чужому достатку в обмен на предоставление своего «бриллианта к обрамлению в дорогую оправу»
В самом начале фильма зритель как раз узнает, что таким образом, их мамаше удалось выдать замуж среднюю дочь, да еще и за лицо кавказской национальности. faceoff.gif
Сегодня такую девушку обозвали бы « чернильницей», да и в прежние времена, общество не сильно жаловало браки с «иноверцами».
Однако , матушка , успокаивая плачущую дочь , произносит такие слова : « Человек он знатный, а что инородец, так ты сама знаешь, среди своих не нашлось, кто взял бы без приданого».
Ну вот , все прямо как и сегодня- наши современные женщины по сей день крутят эту старую пластинку « да вот, среди своих не нашлось…» , мол, наши то одни алкаши ,замуж выходить не за кого .
Как мы видим, не сильно изменились и методы ухаживания за дамами у лиц кавказской национальности : « … как увидел ее, затрясся весь, заплакал даже , так две недели около нее и простоял, за кинжал держался , чтоб не подходил никто...»
Но этот нюанс мамашу не сильно озаботил- самое главное , она посмотрела его паспорт. Там было все достойно.
В дальнейшем по ходу фильма зрителю так ненавязчиво сообщается, что иноверец этот вскоре зарезал свою жену из-за ревности.