С этой эффектной блондинкой молодые люди пытаются знакомиться буквально на ходу, встречные автомобилисты ей часто улыбаются, а сама она удивляется стереотипам: почему профессия водителя автобуса в Беларуси считается мужской?
«На троллейбусе ездить сложнее, хотя ими управляют практически одни женщины», — говорит Елена Будай. Вместе с этой обаятельной девушкой, имеющей 12-летний водительский стаж и категории B, C, D и I отправились в рейс на пригородном маршруте.
Заходишь в кабину МАЗ-103 и сразу понимаешь: за рулем этой машины ездит женщина. На приборной панели — прорезиненные коврики, под рукой калькулятор, кассовый аппарат. Все аккуратно и на своих местах. Сама панель протерта до блеска, хотя автобус ездит по пригородному маршруту, то есть по самой что ни на есть пылище. Нам, собственно, как раз ехать в деревню Старина (Минский район) через Колодищи.
— Сложный маршрут. Часто приходится работать без кондуктора и продавать билеты самой (на пригородных автобусах не установлены валидаторы). То есть тратишь время в ущерб графику. А попадутся безбилетники — с меня же первой спросят, — вводит нас в курс дела Елена, поторапливая: пора выезжать. — Впрочем, сейчас сами все увидите.
На раскачку времени нет. Садимся в МАЗ и трогаемся. Автобус плавно встраивается в поток, уверенно движется за город, подбирая ранних пассажиров-дачников. Если не знать, кто за рулем, то можно решить, что везет типичный шофер лет 40—50. Но в кабине — хрупкая девушка с маникюром и макияжем (когда только успела — рейс ведь ранний?).— Ну да, маникюр нужно чаще обновлять, чем офисным работницам. Но вообще-то есть спецовочки-перчаточки. Ничего — и антифриз меняю, и предохранители, когда потребуется, — усмехается Елена. — Перед работой обязательно обхожу автобус, осматриваю все — от колеса до салона. Надо ж знать, в каком состоянии мне его оставил сменщик. Автобус я люблю, он у меня желтенький, веселенький. Как раз мне подходит — я же блондиночка!
Рано утром в Колодищи едут немногие, отвлекаться от управления приходится не часто. Обращаем внимание, как ловко наш водитель отъезжает от остановок и занимает место в полосе. Ни разу никому не помешала, никого не вытеснила. А ведь еще нужно следить, чтобы в салоне ничего не произошло! Видно, что девушка знает маршрут наизусть, хотя на автобусах ездит всего год. За плечами шесть лет управления троллейбусом. Елена говорит, что последним управлять даже сложнее — приходится следить сразу за двумя дорогами: проезжей частью и проводами.
— Вообще-то на права я сдавала 12 лет назад, причем тайком от отца. Он у меня водитель, как и дед. Сестра тоже работает за рулем, на одном из заводов. Словом, семейная династия. Но мне, как младшенькой, папа сразу сказал: даже не вздумай, — вспоминает девушка. — Поэтому ходила на курсы по вождению тайком. Потом пришлось, конечно, признаться… Он считал, что не справлюсь, наверное. Сейчас уже посерьезнее стал относиться. Увидев, спрашивает: ну как дела, коллега? Но по-прежнему, видимо, считает, что женщина должна варить борщи и растить детей, быть хранительницей очага. Ну или какие там еще штампы есть?