Иван Соломин стал известен сначала в Екатеринбурге, а потом и по всей России, благодаря своему твиттеру Трамвай Ekb. Сейчас у него 5000 подписчиков, что для регионального трамвая очень неплохо. Самому Ивану 27 лет, из них 4 года он за штурвалом екатеринбуржского трамвая.
— Тебя хипстером часто называют?
— Скорее таджиком, чем хипстером.
— Почему таджиком?
— Потому что с бородой и черный.Далее рассказывает сам Иван:
Трамвай издревле считался одним из главных символов любого крупного города. Где ходят, трамваи там есть жизнь, значит, город большой, значит, это город. Вне городов трамваев нет.
Почему я вожу трамвай? Во-первых, это интересно, а, во-вторых, это очень важная социальная функция — приносить пользу людям.В моей работе нет ни денег, ни перспективы. Без специального образования здесь вообще ничего не светит. С образованием можно очень долго двигаться по карьерной лестнице в депо, а потом уже выходить на управление (трамвайно-троллейбусное управление). Но это очень долгий путь и зачастую не очень чистый, потому что, как и в любой структуре, нужен «покровитель». У меня нет людей, которые меня толкали бы. Меня, наоборот, иногда хотят уволить, но ничего не получается.
Зарплата у меня в месяц от 30 тыс рублей, с учетом выработки. У меня графики сумасшедшие. Я работаю по 6 дней в неделю.
Однажды у нас появился «твиттер екатеринбуржских дорог». На тот момент, 2-3 года назад, у нас дорогами мало кто занимался. Не было людей, обычных граждан, которые уделяли им внимание. И появился ироничный твиттер дорог, который писал, что все плохо и ужасно. Я посмотрел на одном из новостных каналов небольшой репортаж про такое явление, пришел с работы вечером, решил: дай попробую сделать что-нибудь такое с трамваем.Завел твиттер, написал приветственное сообщение: «Привет, Екатеринбург. Теперь у вас есть свой трамвай». И лег спать. Наутро я просыпаюсь и вижу: кто-то из наших топовых СМИ ретвитнул этот твит. У меня за ночь около 100 подписчиков появилось, посыпались вопросы. Я увидел, что у людей есть реальный интерес к трамваям и к городской среде в целом. Все знают, что есть такая штука, как трамвай — большая железная хреновина, которая носится по городу, но никто не знает, как она работает, какие есть особенности и так далее. На этом был завязан интерес, и он сохраняется по сей день.
Где-то через полгода начальство узнало, что этот твиттер веду я. Я до последнего старался сохранять анонимность, потому что понимал: у меня могут возникнуть проблемы. Но потом в один прекрасный день (не помню, как это получилось) кто-то из местных СМИ опубликовал мое интервью. Они сфотографировали мое удостоверение и недостаточно хорошо замазали личные данные.Первый «ковер» у меня случился чуть позже, когда моему руководству не понравилось, что я чересчур много общаюсь со СМИ. У нашего ТТУ политика, что они ничего не комментируют. У них есть уполномоченный человек, один-единственный — заместитель генерального директора. Но никаких комментариев он обычно не дает. У нас очень много СМИ, которые освещают именно городскую жизнь. Не какие-то глобальные события, а события, которые в течение дня происходят, и нужно оперативный комментарий получить. Пытаются дозвониться до руководства, и комментарии не получают. У журналистов вошло в привычку звонить мне. Каждый день бывает 1-2 звонка по тому или иному событию.
У нас нет пресс-службы. Мне многие мои друзья наперебой говорят: «Иди организовывай пресс-службу в своем ТТУ». Все передовые транспортные предприятия в России и за рубежом имеют свои пресс-службы, потому что им важен прямой контакт с пассажирами. Но у нас предприятие муниципальное и, к сожалению, они не хотят этим заниматься. Им достаточно одного уполномоченного заместителя генерального директора, который по своему желанию раздает или не раздает комментарии. Внешняя работа не ведется никак. Эта функция сейчас отсутствует.