Миллионы людей, особенно подростков, мечтают стать актерами – что, по их мнению, обеспечит им известность, поклонников и состояние. Уверенность в этом вселяют в них купающиеся в деньгах и славе голливудские звезды. Правда, мало кто замечает, что на несколько сотен актеров-миллионеров в той же Америке приходится еще несколько тысяч исполнителей вторых ролей, чьих фамилий почти никто не знает, довольствующихся гонорарами на несколько порядков скромнее.А в самом низу пирамиды – десятки, если не сотни тысяч актеров, считающих удачей заработать пару сотен долларов за выступление в провинциальном театре или клубе. И подняться по этой пирамиде гораздо труднее, чем скатиться обратно. И горькая фраза "известный актер умер в нищете" родилась как раз на Западе, еще в позапрошлом веке.
В СССР, казалось бы, все артисты были имущественно равны – однако кто-то ездил на собственной "Волге" и даже иномарке, а кто-то растягивал свою 130-рублевую зарплату. Причем бывало, что бедствовали не только провинциальные актеры, далекие от известности, знакомств и возможности подработать.
Известный киноактер 1960-х годов Алексей Смирнов (хулиган Федя в "Операции Ы", Макарыч в фильме "В бой идут одни старики") умер от горя, сразу после того, как узнал о гибели своего самого близкого друга Леонида Быкова. Актер был настолько беден, что на гроб ему собирали по соседям и знакомым. И что обиднее всего, даже могилы его не осталось – ведь 25 лет за ней никто не ухаживал.
Замечательный актер Сергей Филиппов (Киса Воробьянинов) пролежал мертвым в своей квартире целых две недели. Он жил очень бедно, средств на погребение не было, а студия "Ленфильм" отказалась хоронить артиста за свой счет. Деньги на гроб и венки собирал Александр Демьяненко (Шурик, Дима Горин), который в начале 1990-х годов сам оказался в тисках жесточайшей нужды.
Изольда Извицкая, та самая красавица-комиссар из фильма "Сорок первый", банально спилась. Вместо того чтобы протянуть ей руку помощи, общество и коллеги отвернулись от нее. Связавшись с алкоголиками, она пропила все свое имущество, питалась сухарями, чуть не сошла с ума и умерла в своей квартире. Тело обнаружили только через неделю.
Перестройка и "переход к рыночным отношениям" выбросили на обочину большую часть старых актеров – это была страшная трагедия отечественной культуры. Но не меньше нужды артистов убивало равнодушие и забвение зрителей. Народного артиста Николая Крючкова ("Трактористы"), отдавшего кинематографу почти 50 лет, охамевшие от халявы и вседозволенности либералы начали обзывать "сталинским прислужником". Каждый месяц актеру приходилось брести в собес, чтобы пересчитывать сжираемую инфляцией пенсию.
Чудаковатый вредный старик, каким мы запомнили актера Николая Парфенова по его ролям в фильмах "Тридцать три", "Семь стариков и одна девушка", "Афоня", во время "гайдаровских реформ" потерял все свои сбережения и жил в страшной нищете. У него не было телевизора, приемные дети вытащили из его квартиры всё, кроме старого дивана, из штанов у него были только одни тренировочные.
Заслуженный артист России Раднэр Муратов, подаривший нам свои крылатые фразы в роли Василия Алибабаевича из "Джентльменов удачи", на старости лет ходил питаться в благотворительную столовую, жил в однокомнатной квартире.