Со слов автора: Сегодня хочу обратить ваше внимание на одну из проблем на Алтае, которая проявилась в местах большой концентрации туристов. Думаю, проблема актуальна не только для Горного Алтая, но и для другого часто посещаемого, священного для местного населения места, где существует обряд подвязывания ритуальных лент на деревья.
В этом посте попытаемся понять, что это такое и как делать НЕ НАДО.
Многие люди, путешествующие по Алтаю, видят на перевалах белые ленты, развивающиеся на деревьях, и камни, сложенные горками – обоо таш. Этот обычай всегда привлекал внимание гостей и они, без какого-либо смысла, начинали подражать. И если гость хочет привязать на дерево ленту, или положить камни на перевале, то должен знать для чего и как это делается.
Обряд привязывания кыйра или дьалама (в зависимости как их привыкли называть жители той или иной местности) – один из самых древних обрядов. Он имеет философский и религиозный характер. Путник проезжающий через перевал, просит у хозяина Алтая (Алтайдын ээзи) благословения, счастливого пути и в знак поклонения привязывает белую ленту, что означает признательность природе, желание быть чистым душой, без злого умысла. Каждый, собирающийся в путь, знает какой дорогой он пойдет, через какие горы и перевалы будет пролегать его путь, и заранее готовит эти ленты.
А вот так выглядит дерево после бездумного подвязывания чего попало. От такого подражательства дерево может погибнуть.Существуют правила, которые должен знать каждый привязывающий дьалама:
Места, где повязываются ленты священны и там нельзя громко говорить, сквернословить и скандалить. Ленту повязывают к ветке дерева с восточной стороны, одним узлом, бережно, чтобы не содрать кору с ветки. Человек повязывающий ленту должен быть чистый. Это означает, что среди его членов семьи и родственников в течение года не должно быть умерших. Дерево может быть березой, лиственницей, кедром. Запрещается привязывать на сосну и ель потому, что эти деревья создал Эрлик - владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых. Привязав ленту, исполнитель должен повернуться к Востоку и поклониться.
Выглядит не очень красиво.А теперь о самой ленте. Дьалама должна быть только из новой ткани светлых тонов, шириной 5 см, длиной от 80 см до 1 метра.
Белый цвет – цвет Ак-Буркана, принадлежность к Белой вере, это цвет Аржан суу – целебных источников, цвет белого молока, вскормившего человеческий род, поклонение духам перевалов.
Желтый цвет – символ солнца, луны.
Розовый цвет – символ огня.
Голубой цвет – символ неба, звезд.
Зеленый цвет – цвет природы, священных растений арчына (можжевельника) и кедра.
Одновременно ленты всех цветов привязывают на молениях. Они совершаются два раза в году весной на празднике зеленой листвы и осенью на празднике Желтой листвы
На перевалах, в основном, где нет деревьев, в знак поклонения Алтаю можно положить камни на обоо таш.
Чтите и уважайте культуру и традиции местных народов. Не забывайте, что Вы гости на их земле.
Дальше будут фото разных предметов, подвязанных к веткам.Носовые платки. Если ничего нет, то лучше ничего не подвязывать. Кстати считается, что те, кто повязывает цветные ленты, полосатые, черные - считается, что они поклоняются Эрлику - хозяину потустороннего мира.
Чулки!