Теперь каждый желающий может совершить виртуальную (и не только виртуальную) экскурсию по следам Шерлока Холмса и доктора Ватсона. Б?льшая часть объектов были сфотографированы с тех же точек, что и в фильме.
Латвия, Рига, Эспланада (парк Коммунаров). В древности на этом месте существовали высокие песчаные дюны, поднимавшиеся выше городских валов, поэтому по стратегическим соображениям в XVIII веке они были срыты, а на их месте в 1772 г. была сооружена Эспланада – свободная от застройки зона вокруг Рижской крепости. Зона использовалась для обучения войск. В 1817 г. здесь был открыт Верманский сад. Эспланада утратила свое значение со сносом в 1857 г. валов и бастионов. Территория перешла во владение города, были образованы улицы, бульвары, парки, планировалась частичная застройка Эспланады. Здесь проводились праздники песни, организовывались театральные постановки под открытым небом, выставки. В 1919 г. на Эспланаде было произведено торжественное захоронение коммунаров, павших в борьбе за Советскую власть и площадь была переименована в парк Коммунаров, так она и называлась во время съемок фильма о Холмсе.
Латвия, Рига, ул. Яуниела (Jauniela – «новая улица»), д. 22. Эта старинная улочка, возникшая в конце XVI века, примыкает к Домскому собору. Нынешнее название она носит с 1923 года, а свои границы приобрела в 1936-37 годах, после образования Домской площади. И чего здесь только не снималось в советские времена! Одно перечисление кинокартин заняло бы много места. А падающего на мостовую профессора Плейшнера из «17 мгновений весны» можно было бы увидеть и из окон Холмса – эти дома стоят как раз друг напротив друга.
Дом Шерлока Холмса, однако, расположен чуть в стороне от проезжей части, в маленьком тесном дворике, где в летнее время стоят столики кафе. Несведущий наблюдатель никак не заподозрит, что это здание – часть монастырского комплекса, а между тем прямо за домом находится двор Домского монастыря. В 1898 году восточное крыло монастыря было слегка расширено и, благодаря архитектору Вильгельму Нейману, у него появился новый фасад
Как видите, никакой мемориальной доски на доме нет, а могла бы быть. Хозяева расположенного рядом кафе тоже никак не эксплуатируют имя Холмса, хотя редкому заведению достаётся такой подарок. Оно и понятно – это ведь не латышский фильм...
Латвия, Рига, бульвар Калпака (Комунару), д. 13, Латвийская государственная Академия художеств. Это наиболее значительная работа архитектора Вильгельма Людвига Николая Бокслафа, 1902-05 гг. До Академии художеств (основанной в 1919–1921 гг.) здесь находилось коммерческое училище Биржевого комитета. Здание «одето» в роскошные готические формы. Является новаторским памятником архитектуры, который, будучи облечённым в форму исторического стиля неоготики, тем не менее воплотил в себе пространственную структуру и планировку в духе только появившегося тогда стиля модерн (в Латвии этот стиль называется югендстиль).
Латвия, Рига, бульвар Калпака (Комунару), д. 13, Латвийская государственная Академия художеств. Наружные стены выложены из красного кирпича, крыша вначале была покрыта черным натуральным тюрингенским шифером, теперь – медными пластинами. Поэтажные вестибюли украшены колоннами, вытесанными из различных сортов песчаника, а колонны входного портика сделаны из известняка. Окна украшены витражами, выполненными рижской мастерской Э. Тоде. В своё время это было наиболее благоустроенное здание в Риге.