Главное преимущество БПЛА - это, как следует из названия, отсутствие человека на борту. Данный факт открывает перед такими машинами безграничные боевые и тактические возможности. Пилот, каким бы он безбашенным, отважным, идеологически и, возможно, наркотически промотивированным ни был, все равно не хочет умирать, а железке и ее оператору, находящемуся в сотнях километров от фронта, все равно.С чего же началась беспилотная авиация и чего от нее ждать в обозримом будущем. Давайте посмотрим!
Чарльз Кеттеринг, изобретатель беспилотников, собственной персоной
Идея создания БПЛА принадлежит американскому военному инженеру из Огайо Чарльзу Кеттерингу. Вдохновленный первым полетом братьев Уилбера и Орвилла Райтов в декабре 1903-го года, он через семь лет в 1910-м предложил идею беспилотного самолета, способного превращаться в авиабомбу. Пожалуй, это и можно назвать началом беспилотной ударной авиации.Самолет Кеттеринга готовится к вылету на полигоне в Дейтоне, Огайо
Идея Кеттеринга была довольно простой и предполагала то, что самолет, начиненный взрывчаткой, способен лететь по прямой без пилота некоторое время, а потом сбросить крылья и превратиться в бомбу, пикирующую радикально вниз, прямо на неприятеля. В 1914-м году, с началом Первой Мировой, Кеттеринг даже получил заказ от армии США на изготовление прототипа своей вундервафли, и построил его, но в боях эти штуки не участвовали, потому что война к тому времени уже закончилась. Правда, БПЛА Кеттеринга все равно были приняты на вооружение, а 45 выпущенных самолетов поставили в резерв, на пропадать же добру.Полноразмерный макет "Жука" Кеттеринга в музее ВВС США
Самолеты эти представляли собой конструкцию из дерева и папье-маше, оснащенную 40-сильным четырехцилиндровым двигателем внутреннего сгорания. Равномерность полета обеспечивалась гироскопом и альтиметром. Называлось все это "Kettering Aerial Torpedo", Воздушная торпеда Кеттеринга, более известная как Kettering Bug, "Жук Кеттеринга".
Доработка и совершенствование конструкции "Жука" длились на протяжение всех 1920-х, однако, в начале 30-х финансирование было прекращено. Причина - аппарат признали дорогостоящим и малоэффективным по сравнению с традиционными видами боеприпасов. Кроме того, в 1933 году в Великобритании создали радиоуправляемый беспилотный аппарат, который, по мнению американского руководства, превосходил технологически изобретение Кеттеринга и был более выгодным.Queen Bee
Ну как выгодным... "Queen Bee" (или по нашему "Пчеломатка"), разработанный на базе биплана Fairy Queen и управляемый по радио с корабля, до 1935-го года не умел возвращаться к месту запуска, поэтому повторное использование летательного аппарата было невозможным. Стоил он, между тем дороже "Жука", поэтому экономический профит в данном случае сомнителен. Однако, после 35-го Queen Bee с потолком в 5 км и максимальной скоростью в 170 км/ч таки "научили" возвращаться к месту старта, и это уже стало революцией в области БПЛА. Использовалась "Пчеломатка" Королевским флотом и ВВС вплоть до 1947 годаTiger Moth
Конструкция самолета все это время дорабатывалась, и в итоге аппарат доэволюционировал до de Havilland DH 82 Tiger Moth и использовался британскими военными в качестве воздушной цели - пилоты отрабатывали на них приемы ведения воздушного боя. В США с 1940-х для обучения летчиков применялись радио-самолеты Radioshare OQ-2.