Продолжение статьи про актёров, которые много и заметно снимались в эпизодах.
Часть 2
Рина ЗеленаяЕкатерина Зелёная родилась 7 ноября 1901 года в Ташкенте. Училась в реальном училище. Затем её отца, Василия Ивановича Зелёного, перевели по службе из Ташкента в Москву и Катерину определили в гимназию В.П. фон Дервис. Актрисой она стала совершенно случайно: шла по Москве и увидела объявление: «Набор в театральную школу». Из 80 желающих приняли в училище только 22 человека, в том числе и Екатерину. В 1919 году окончила Московское Театральное училище при Свободном театре.
С началом Гражданской войны семья Зелёных переехала в Одессу, где молодая актриса устроилась на работу в местный театр «КРОТ» — «Конфрерия Рыцарей Острого Театра». Именно тогда Екатерина стала Риной — её имя не помещалось на афише театра.Некоторое время спустя Рина Зелёная вернулась в Москву. Работала в московском театре «Не рыдай», затем — в петроградском «Балаганчике». В 1924-1928 годах — актриса Московского театра Сатиры. С 1928 года — актриса Театра обозрений при Доме печати (впоследствии — Театр эстрады и миниатюр). В 1930-х годах выступала на эстраде с рассказами о детях, работала на радио.
Впервые Рина Зеленая снялась в 1931 году в первой советской звуковой картине «Путевка в жизнь», где исполняла блатные куплеты в шайке бандита Жигана. Восемь лет спустя она вместе с Агнией Барто написала сценарий к ленте «Подкидыш». Зеленая буквально на коленях написала несколько сцен про тараторшу Аришу, которую и сыграла. А историю о старушке, которая зашла попить воды, потом хватились — «пианины нету», актриса вообще придумала на ходу.
На одном из концертов произошла осечка: аккомпаниатор, с которым должна была выступать Зеленая, не приехал. Администратор уговорил актрису «исполнить что-нибудь». Она вышла на сцену и неуверенным детским голосом прочитала «Мойдодыр» Чуковского. Так в 1929 году родилось ее новое амплуа, породнившее ее с миллионами зрителей и слушателей. Слава Рины Зеленой как исполнительницы «детских монологов» была велика, особенно в довоенное время. Если в кухню на коммуналке вбегал ребенок и кричал: «Рина Зеленая!» — кухня пустела. Соседи разбегались по комнатам к своим репродукторам. Ей приходили тысячи писем, с ней хотели дружить и те, кто воспринимал ее как обыкновенную девочку (телевидение появилось много позднее, и многие знали лишь ее голос), и те, кто знал, что это уважаемая актриса, которую зовут Рина Зеленая. Актриса объездила десятки пионерлагерей, сотни школ. Выступала перед солдатами, академиками, спортсменами, учителями, выезжала в самые дальние уголки Советского Союза. В каждой статье о Рине Васильевне упоминалась ее поездка на Северный полюс.Рина Зеленая была страстной спортсменкой. Она увлекалась теннисом, греблей в четверке, гимнастикой, коньками, и биллиардом в компании Маяковского.
Она была отзывчивой, непрактичной, и вечно удивлялась — откуда у коллег берутся деньги? Ее карман всегда был пуст — гонорары мгновенно тратились на родных, друзей и светскую жизнь. Как люди шьют, укладывают чемоданы, готовят еду — все это было Рине непонятно. Она меняла квартиры — лишь бы их не ремонтировать. Если чувствовала голод, сообщала домашним: «Меня пора кормить».
Вторая мировая война застала Театр миниатюр, в котором работала Рина Зелёная, на гастролях. В Министерстве культуры было решено труппу не эвакуировать, а продлить гастроли на неопределенный срок. Рина Васильевна просилась на фронт и вскоре она уже выступала с фронтовой концертной бригадой Аркадия Райкина. Осенью 1945 года она побывала в Берлине и даже расписалась на рейхстаге.
Первый супруг — Владимир Блюменфельд, юрист. Второй — архитектор Константин Топуридзе (автор фонтанов на ВВЦ «Дружба народов — «Каменный цветок» и т.д.), вместе они прожили 40 лет. Своих детей у Зелёной не было. Она воспитала двух сыновей Топуридзе. После смерти мужа начала быстро стариться. «После шестидесяти Рина Васильевна много болела, перенесла много операций, сильно сдала, — вспоминала племянница актрисы Екатерина. — Она буквально за несколько лет превратилась в старушку, сильно располнела… А ведь была такой красавицей в молодости, занималась спортом, очень эффектно одевалась. После болезни Рина Васильевна стала одеваться скромно, лишь бы быть незаметной, и очень стеснялась своего нового облика. Но именно такой ее узнал массовый зритель и полюбил!»
Актриса очень обрадовалась, когда ей предложили сыграть роль черепахи Тортиллы в фильме «Приключения буратино». Главным образом, потому что ее героиня должна петь. А петь Рина Васильевна любила. «Когда по радио теперь объявляют: «Романс Тортиллы». Исполняет Рина Зеленая», я чувствую себя тенором в опере», — говорила потом актриса. Кстати, песенка Тортиллы должна была быть на куплет длиннее:
Мне казалось, счастье рядом —
Только лапу протяни.
Но осенним листопадом
Пролетели лета дни.
Старость — все—таки не радость,
Люди правду говорят.
Как мне счастье улыбалось
Триста лет тому назад!
Рине Васильевна куплет очень не понравился: «Что такое «лапу»? Какую лапу? Нет у меня никаких лап!» И не стала петь.