Факты о предметах, без которых не обходилась советская квартира.
На кухне буфет с посудой и круглый стол посередине. В зале сервант с хрусталем, диван-кровать, торшер с большим абажуром. В спальне кресло-кровать и закрывающий всю стену ковер… Заглядывая за обитую дерматином дверь обычной "хрущевки", "РГ" предлагает читателям постарше предаться ностальгии. Но особенно полезным рассказ о типичных предметах интерьера советской квартиры будет для тех, кто и не догадывается, что значат слова "этажерка" и "трельяж".
Олень на стене
"Какой ужас! В доме очень тонкие стены, и соседи слышат все, что происходит в нашей квартире", - пожаловалась одна женщина подруге. "Так повесь на стену ковер!" - посоветовала та. "Но тогда мы не услышим, что делают соседи!" - услышала она в ответ.
Посмеяться над этим старым анекдотом в советское время могли далеко не все, ведь проблема звукоизоляции в домах к шуткам не располагала. Как, кстати, и теплоизоляции - спать у холодной кирпичной или панельной стены было совсем неуютно.
В то же время ковры выполняли и эстетическую функцию. Это, конечно, были не дореволюционные благородные гобелены, но они радовали глаз куда больше советских обоев с примитивными блеклыми рисунками. В основном, ковры были ярко красного или бордового цвета с затейливыми симметричными узорами либо изысканными растениями. Впрочем, это больше относится к 1970-1980 годам. А до этого на стены вешали тонкие коврики из материала типа плюша - обрамленные бахромой и, как правило, с оленями или лебедями.
Спрос на настенные ковры - при их довольно высокой цене - был невероятно велик. Очереди за ними растягивались на месяцы, причем желающим нужно было заранее записаться и регулярно приходить в магазин, чтобы "отметиться". В этой ситуации кустари-художники пытались предложить более доступную альтернативу. Привычные для ткани изображения научились наносить на фанерные листы, другие мастера подрабатывали, рисуя традиционных оленей на клеенках. Тут, конечно, о звуко- или теплоизоляции речи не шло. Зато - как у всех.
К слову, ковер на стене вполне мог не сочетаться с коврами на полах. Их тоже было немало практически в любой квартире, но в этом случае за ценой не гнались - дорогой палас не хотелось и топтать. Обычно на половицах или паркете лежали узкие дорожки с цветным кантом по краям и обычные тканые половики.Место для дискуссий
Есть мнение, что выражение "круглый стол" - тот самый, что для обсуждения актуальных проблем любят организовывать чиновники и общественники, - родилось на советской кухне. Здесь сидя на табуреточках за круглым, в буквальном смысле слова, столом частенько засиживались члены семьи и их гости, обсуждая ключевые выступления на последнем съезде компартии или ситуацию с дефицитом продуктов.
Непременным атрибутом такого стола была скатерть. Обычно - простая льняная, но у хорошей хозяйки на случай прихода гостей хранилась и кружевная. Если в доме были дети, то для них во время обеда поверх тканевой скатерти часто стелили клетчатую клеенку.
Впрочем, советские мебельщики занялись массовым производством таких столов не по причине их удобства для дискуссий. Пожалуй, никакая другая модель не позволила бы разместить одновременно столько столовых приборов и, собственно, едоков в компактной кухне "сталинки".
В "хрущевках" не влезали уже и такие столы, и вскоре им на замену пришли небольшие прямоугольные столики, по размерам напоминающие журнальные. Устраивать посиделки в тесноте, понятно, перестали. И обеды или ужины, особенно торжественные и если на них приглашались гости, проводили в зале. Там обычно располагался большой полированный стол из двух раздвигающихся столешниц, между которыми - для пущего размаха - можно было вставить и третью.От буфета до комода
Не менее традиционным предметом кухонной советской мебели был буфет - небольшой узкий шкаф с дверцами, часто - стеклянными, в котором хозяйки хранили посуду. Впрочем, для нее обычно хватало и пары закрытых отделений. Зато в открытых можно было на зависть гостям хранить самые дорогие предметы - например, фарфор или хрусталь.
В 1980-е это сверкающее богатство перекочует в зал - в стеклянные секции так называемых "стенок", которые и поныне часто присутствуют в интерьерах квартир. Но поначалу вместо них стояли серванты - шкафы на ножках, состоявшие из двух частей. В нижней, более широкой, обычно было три закрытых отделения, в верхней - поуже - обязательно оставляли застекленную нишу с прозрачными полками. Поначалу здесь ставили сувениры, рамки со снимками родных и изображениями популярных артистов глиняные фигурки собачек и птичек, позже замененных на хохломскую или дымковскую игрушку. Затем серванты украсили невероятные по красоте вазы, салатницы или чайные сервизы, которые, как правило, несли исключительно эстетическую функцию. Доставали их в буквальном смысле по большим праздникам. Одну из полок хозяева квартиры могли занять и книгами - наличие двух-трех серий подписных изданий тоже служило предметом гордости их обладателя.
Отметим, что для книг - помимо банальных полок - предназначалась и почти забытая ныне этажерка, упомянутая в стихотворении Бориса Заходера из книги "Винни Пух и Все-Все-Все": "Молчит этажерка, молчит и тахта - У них не добьешься ответа, Зачем это хта - обязательно та. А жерка, как правило, эта!" Ответ можно предположить: тахта - диван без спинки - как правило, стоял в глубине комнаты, да еще и прикрытый покрывалом. А этажерка - несколько полочек, располагающихся между резными, иногда ажурными, ножками-стойками, - всегда на виду. Кроме книг (конечно, не слишком тяжелых) здесь могли стоять всевозможные коробочки и шкатулки для хранения нужных мелочей и сувениры.
В спальне в обязательном порядке был шифоньер - массивный шкаф для одежды, включая верхнюю. Когда он был трехдверным, в середине обязательно крепили зеркало. А рядом с кроватью или у окна стоял - если, конечно, позволяли средства его приобрести, - широкий, но при этом невысокий комод с парой-тройкой выдвижных ящиков. В них можно было спрятать, например, пару комплектов постельного белья, невостребованные одеяла, сложенные рубашки. В общем, комод заменил в советской квартире не что иное, как бабушкин сундук.