В СССР не знали слова «бренд». Но это совсем не значит, что в СССР не было своих брендов. Некоторые их них даже стали «культовыми» на Западе.
1 Фотоаппарат Zenit
Бытует мнение, что советcкие гаджеты значительно проигрывали в качестве аналогичным западным. Это не так. Ярким примером здесь является фотоаппарат Zenit от Красногорского механического завода, который стал настоящим мировым бестселлером. Мало кто знает, что «Зенит» серии Е стал самой массовой зеркальной камерой в мире. А в 1979 году престижный британский журнал What camera? признал Zenit EM лучшим фотоаппаратом года.2 Автомат Калашникова (АК)
Пожалуй, самый узнаваемый «товар» с маркировкой Made in USSR. Его бы можно было назвать Apple в мире автоматического оружия. Даже американские специалисты признавали более высокую боевую эффективность «Калашникова» в сравнении с аналогами, сделанными в странах НАТО. В 1960-1970-ых годах АК стал настоящим культом в так называемых странах третьего мира, ведущих вооруженную борьбу за независимость. Именно тогда в обиходе появился термин Kalashnikovization. Автомат Калашникова еще знаменит тем, что был включен в герб Мозамбика.3 Caviar. Черная икра
Когда советскому человеку выпадал жребий отправляться на чужбину, он знал, что должен взять с собой лишь две вещи — водку и черную икру, или белое и черное! С помощью двух этих русских специалитетов можно было получить преимущество на деловых переговорах, соблазнить самых недоступных дам, завербовать даже самого непроходимого антикоммуниста.
Эффективность этого гастрономического тандема носило какой-то мистический характер. Для многих западных граждан в этом оккультном гастрономического тандеме был заключен вкус СССР. Единение этих двух вкусовых противоположностей давало мистический эффект: комбинация этих ярких, крайне противоположных вкуса, воплощали собой весь советский шик.4 Urals
Марка советской (а теперь российской) нефти. Один из главных «кормильцев» страны в 1970-1980-е годы: только в благополучном 1978 году экспорт нефти дал в конвертируемой валюте 5,5 млрд долларов из всего торгового экспорта СССР в 13,2 млрд долларов. Большинство советских людей даже не подозревало, что у советской нефти есть свое имя. Зато об этом знали все мировые трейдеры и американские политики, которые сделали все, чтобы опустить цены на нефть.
Дело в том, что в отличие от арабской и норвежской нефти сорта Brent, себестоимость добычи советской нефти была достаточно высока — примерно 5 долларов, поэтому рентабельность продаж Urals составляла не менее 10 долларов. В 1986 году, путем манипуляций на рынке, нефть упала ниже 10 долларов, и СССР оказался в «штопоре».5 SS-18, Satan
Если Urals раздражал американское правительство, то другой советский бренд SS-18 Satan вызывал у них ужас. Вообще «Сатаной» советский стратегический ракетный комплекс назвали сами американцы. В СССР ей дали более нейтральное прозвище — Р-36М. На момент первого испытания в 1973 году эта ракета стала самой мощной баллистической системой, которая когда-либо была разработана. Ни одна система ПРО не была способна противостоять SS-18, радиус поражения которой составлял аж 10 тысяч метров. После создания Р-36М, Советский Союз мог не бояться «гонки вооружений». Однако в 1980-е «Сатана» был модифицирован, и в 1988 году на вооружение Советской армии поступила новая версия SS-18 — Р-36М2 «Воевода», против которой ничего не могут сделать и современные американские ПРО.