Свадебные традиции адайцев имеют свои особенности. В обрядах искусно переплелись суфизм, тенгрианство, ислам. И люди в Мангистау такие же. Они научились жить в суровых климатических условиях, призывая на помощь духов предков, поклоняясь святым и почитая основы ислама.
Знакомьтесь, наша героиня Айгуль - мама троих сыновей, профессиональная танцовщица, геолог по специальности. С будущим мужем познакомилась случайно. Хотя они много лет жили в соседних домах.
Современные молодые люди могут жениться по любви. Достаточно просто объявить родителям о своих намерениях, и тут же закрутятся свадебные жернова. Хотя в Мангистау всё еще нередки случаи, когда парня и девушку могут поженить родители, по договоренности между семьями. Но, по словам местных, это встречается в основном у состоятельных семей, дабы избежать оттока капитала.В любом случае, свадьба начинается с кудалыка — сватовства. Особенность Мангистау в том, что здесь в первой встрече будущих родственников участвуют только главы семей. Отец жениха и самая близкая родня мужского пола приходят знакомиться с отцом невесты и другими мужчинами рода. Они знакомятся, беседуют, присматриваются друг к другу. Затем просто договариваются о следующей встрече, в которой участвуют только женщины, которые и принимают решение о том когда состоится свадьба.
невеста в национальном казахском костюме
Мать жениха вместе с ближайшими родственницами надевают серьги на невесту. Теперь девушка считается засватанной. На этой же встрече родня жениха отдает калын мал, так называемый калым за невесту. Отдают его либо скотом, либо деньгами. Сумма зависит от состоятельности жениха.
Выкуп бывает нескольких видов. Сам калын мал — большая сумма денег или крупный рогатый скот. Сут акы — выкуп за молоко матери. Оли-тирисы или садака — это выкуп в память о предках, его не оставляют себе, а раздают. Мал той — это выкуп или оплата за скотину для тоя. Затраты предстоят немалые. Если в других регионах Казахстана стали обходить эти традиции или заменять их на менее затратные, в Мангистау от обычаев не отступают, и отдают всё до копейки либо последней коровы.
Узату той — праздник для родни невесты. Сюда приезжает сам жених, так же его друг и братья. Максимум 3-4 человека. Сначала жениха знакомят с близкими невесты. Потом девушку приводят две ближайшие родственницы. Далее идет обычный праздник с тостами, танцами и поздравлениями. После узату тоя невеста по-прежнему остается в доме отца. Согласно поверьям, девушку нельзя увозить из дома ночью, только днем. С восходом солнца невесту забирают в новый дом. Ее провожает вся родня, соседи. Каждый дает напутствие и обязательно добавляет: "Не оглядывайся". Это такая примета - чтобы невеста снова не вернулась в дом отца.
Женге — жены старших братьев жениха - берут невесту под руки и уводят. Из дома невеста уезжает со своим шымылдыком и в красном платке. Шымылдык - это занавесь, расшитая национальными узорами. Красный цвет олицетворяет невинность невесты. Шымылдык специально шьет для невесты мама. Лицо невесты до беташара — обряда официального представления невесты - никто не должен видеть. Поэтому из машины невеста выходит в платке, закрывающем лицо. Девушку выводят ее родственницы, закрывая от посторонних красным шымылдыком.