Малоизвестные факты о советской летающей лодке
18 октября 1960 года состоялся первый полет амфибии Бе-12. Прозванный «Чайкой» противолодочный самолет имел комплекс по обнаружению и борьбы с субмаринами противника. За годы испытаний и эксплуатации «Чайка» установила около пятидесяти мировых рекордов.
Самый большой в мире
С появлением атомных подводных лодок остро встал вопрос создания особого рода авиационных сил, отвечающих за поиск и уничтожение субмарин противника. Первая радиогидроакустическая система появилась в 1953 году, через два года она была принята на вооружение и использовалась на гидросамолете Бе-6. С помощью нее можно было обнаружить подлодку противника, следующую на глубине до 50 метров со скоростью не более пяти узлов. После появления Бе-12 гидросамолет Бе-6 стали называть переходным к машине нового поколения, способной решать гораздо более сложные задачи.Новый самолет обязательно должен был быть амфибией, а кроме радиогидроакустической системы иметь противолодочные торпеды и глубинные бомбы. Такую машину взялись разработать в ОКБ Бериева. Главные сложности возникли, когда стало ясно, что для запуска турбовинтовых двигателей необходима вспомогательная силовая установка. Первыми такую установку разработали в Запорожье (АИ-8). К тому времени выяснилось, что и запорожские двигатели АИ-20 более надежны по сравнению со считавшимися аналогичными куйбышевскими НК-4Ф.
В результате Бе-12 получился по схеме похожим на Бе-6, но по размерам существенно превосходил его. Для своего времени Бе-12 был самым большим самолетом-амфибией в мире. Советский самолет обладал не только прекрасными аэродинамическими качествами, но и был способен на довольно большой скорости преодолевать морские волны, не зарываясь носом в воду.Кроме того, в отличие от предыдущих моделей гидросамолетов Бе-12 имел собственное шасси, которое позволяло ему взлетать и садиться на сушу. И даже самостоятельно с суши въезжать в воду, а из воды выбираться на берег.
Довольно щекотливая ситуация возникла с возможностью аварийной эвакуации из самолета разных членов экипажа. Летчики могли спокойно катапультироваться, радист мог покинуть амфибию через дверь в хвосте. И туда же пришлось бы бежать штурману. Через весь самолет. К чести военных, такой вариант их не устроил, они потребовали равных условий для членов экипажа, то есть возможности покинуть самолет со своего рабочего места, что было разумно со всех позиций. В результате для штурмана придумали специальный люк в носовой части самолета.Человеческий фактор
Первый полет амфибии Бе-2, состоявшийся 18 октября 1960 года, выявил массу недостатков. Машину дорабатывали еще три года. Первый серийный образец изготовили на Таганрогском заводе №86. За десять лет было выпущено 140 самолетов Бе-12. Летом 1961 года машину показали на традиционном авиационном празднике в Тушино. После этой демонстрации за самолетом и закрепилось название «Чайка».
24 ноября того же года случилось непредвиденное. Опытный образец самолета разбился по вине экипажа. Сыграл свою роль пресловутый человеческий фактор. «Чайка» упала в Азовское море. По заданию летчики должны были отключить один из двух двигателей, а затем включить его. Ситуация абсолютно штатная, подобные задания выполнялись уже не раз. Но тут командир вместо того чтобы включить остановленный двигатель вырубил второй работающий. Просто нажал не на ту кнопку.Летчики до последнего пытались запустить двигатели, но не успели. От столкновения с водой машина разломилась. Трое погибли. Двое спаслись. Георгий Бериев лично выезжал на место катастрофы, потом отправился в больницу. Едва он вошел в палату, где лежал второй летчик Панькин, как тот закричал:
- Георгий Михайлович, машина не причем, это мы виноваты!
Надо сказать, что для спасения Панькину пришлось проявить чудеса ловкости. Крышку люка он вышибал, уже находясь под водой. Выплыв на поверхность, он увидел, что выжил еще и радист Перебайлов. Обоих подобрал рыболовный сейнер. До прихода рыбаков, летчики держались за обломки самолета. Впрочем, и глубина в месте падения амфибии была небольшой.