Девушка, математик, без пяти минут доктор наук и просто красавица — сотрудница института математики Мария Карманова добровольно взвалила на свои нежные плечи восстановление сложной машины — советского пассажирского реактивного самолета Ту-104А, который она сама ласково зовет «тушкой».
Узнав, что в Новосибирске живет девушка, которая на досуге чинит самолеты, мы решили немедленно с ней встретиться в Бердском аэропорту. «Аэропорт? — переспрашивали бердчане, у которых заплутавший в частном секторе корреспондент НГС.НОВОСТИ, спрашивал дорогу. — Он большой, что именно нужно?». Узнав, что мы ищем самолет, каждый уверено рассказывает, как к нему проехать — про Ту-104 здесь знают, похоже, все.
Огромный серебристый хвост торчит из-за гаражей, деревьев и нагромождения труб. Поникший Ту-104А стоит на краю аэродрома, который использует только небольшие самолеты вроде «кукурузников» (Ан-2). Здоровенный на их фоне ветеран советской авиации кажется спящим.
За впавшим в анабиоз гигантом ухаживает Мария Карманова. Ей 30 лет, она — старший научный сотрудник лаборатории геометрического анализа в Институте математики им. С.Л. Соболева СО РАН. Живет в центре Новосибирска, работает в Академгородке, а хобби себе нашла в Бердске.
Маша встречает нас у самолета, попутно успокаивая многочисленных местных сторожей — дворняжек всех возможных мастей и размеров. Сторожа на поверку оказались дружелюбными — тщательно обнюхав и сопроводив корреспондентов НГС.НОВОСТИ до кривоватого трапа в хвосте самолета, собачий эскорт убежал греться на солнышке.
«Езжу сюда раз в неделю, — рассказывает она, — час-полтора на дорогу: до Бердска на маршрутке, а здесь пересаживаюсь на такси. Правда, в морозы тяжело работать — самолет промерзает и снега кругом много. Я как-то в декабре приехала — пока дошла, полные ботинки нагребла. Потом сидела, носки отжимала». Двери самолета заперты на обычные навесные замки: первый висит на входе в салон, второй, посолиднее, — бережет кабину пилотов.
Внутри самолета действительно ощутимо холоднее, чем на улице, — иногда приходится вылезать наружу погреться. Снаружи –7, но немеющим рукам и ногам все равно становится легче.
«Самолеты мне стали интересны из-за многочисленных командировок, — рассказывает Маша. — Много летала, наслушалась страшилок про скрипучие самолеты, которые того и гляди развалятся. Мне стало интересно, как там это все устроено».
Пять лет назад Мария узнала, что у бердского аэроклуба есть списанный Ту-104А. «Я приехала и попросила посмотреть, что там внутри», — вспоминает она. «Тушка» оказалась в удручающем состоянии — почти все приборы выдраны, проводку ср?зали ценители драгоценных металлов, внутри царило запустение.