Старый добрый каменный век по стандартам современного образа жизни.
Замечательная комедия для всей семьи, один из самых кассовых фильмов 1994 года.
Год:1994
Страна:США
Слоган:«Yabba-Dabba-Doo!»
Режиссер:Брайан Левант
Жанр:фэнтези, комедия, семейный
Бюджет:$46 000 000
Сборы в США:$130 531 208
Сборы в мире:+ $211 100 000 = $341 631 208
20 лет назад в прокат вышла киноверсия популярного мультсериала «Флинтстоуны», рассказывающего о буднях типичной американской семьи, проживающей в каменном веке.
Целым поколениям юных зрителей не составляло никакого труда разобраться в хитросплетениях оригинального мультсериала, но создание полнометражного игрового кино по его мотивам оказалось задачей куда более сложной. На это ушло целых девять лет, а занимались разработкой фильма два продюсера, два режиссера, четырнадцать драматургов, восемнадцать специалистов по шуткам для ТВ, и все это закончилось адской бойней с Гильдией сценаристов Америки.
Началось все в Лето Господне 1985, когда продюсеры Кит Бэриш и Джоэл Сильвер, являвшиеся тогда обладателями всех прав на «Флинтстоунов», поручили Стивену Э. де Сузе разработку сценария. Проект лениво плавал туда-сюда, никому особенно не интересный, пока не попался на глаза студии Universal и компании Стивена Спилберга Amblin Entertainment. Режиссер Брайан Левант позднее вспоминал, что Спилберг принялся усиленно размышлять над концепцией игровых «Флинтстоунов» во время съемок сказочной мелодрамы «Всегда» в 1988 году. В этом фильме снимался Джон Гудмен, которому Спилберг однажды и сказал: «Знаешь, что? Ты должен сыграть Фреда Флинтстоуна». И немедленно купил права на картину.
Брайан Левант, который, по его же словам, обладает самой большой коллекцией по «Флинтстоунам» во всей Гильдии режиссеров, немедленно предложил свою кандидатуру на замену Ричарду Доннеру, который был закреплен за проектом раньше. Левант принес Спилбергу пять версий сценария от восьми драматургов, включая и вышеупомянутого де Сузу, и мэтр забраковал их все, одну за другой. И тогда Левант решил привлечь к работе свою «звездную команду» — своих друганов с телевидения, работавших над популярными телесериалами «Семейные узы», «Ночной суд» и «Счастливые дни». Эта веселая компания привыкла наваливаться на работу всей толпой, и именно их режиссер и попросил прочесть имеющиеся рукописи и высказать свое мнение. «Это ситком на стероидах, и его надо просто прокачать», — говорил он.
Новый черновик сценария был написан в феврале 1993 года, но и он устроил Спилберга не до конца. Еще четырежды он дорабатывался, каждый раз с привлечением новых авторов (говорят, будто бы крутые мастера Лоуэлл Ганц и Бабалу Мандел, авторы «Родителей» Рона Ховарда, получили сто тысяч баксов всего-то за два дня работы).
В конечном итоге студия Unidersal назвала авторами сценария «Флинтстоунов» восьмерых авторов, включая и самого Брайана Леванта. Вот тут-то и возмутилась Гильдия сценаристов, опасавшаяся, что эта история создаст опасный прецедент, ведь стандартным правилом тогда являлось включение не более трех имен в список авторов фильма. Пришлось пойти на уступки, и официально драматургами, работавшими над картиной, названы Стивен Э. де Суза, Том С. Паркер и Джим Дженнивейн.
Стивен Спилберг, в титрах «Флинтстоунов» названный Стивеном Спилроком, перед отъездом в Польшу на съемки «Списка Шиндлера» весьма активно участвовал в работе над фильмом, и практически все серьезные решения по этому поводу принимал сам, в том числе и помогал со сценарием и поисками актеров. Практически все эскизы декораций и прочие дизайнерские решения проходили через него. Да и потом, во время съемок «Списка», он периодически звонил из Польши и интересовался, как там и что. Еще один продюсер картины Брюс Коэн даже признавался, что сам этот факт выносил ему мозг: Спилберг настолько крут, что был в состоянии выключить на время Освенцим в своей голове и хотя бы на минуту, но все-таки сосредоточиться на «Флинтстоунах».