Наверное, каждый из нас мечтает оставить свой след в истории. А уж если в честь тебя после смерти назовут какой-нибудь корабль или самолет – можно считать, что жизнь прожита не зря. Обычно судам дают имена правителей или крупнейших военных деятелей, но иногда все-таки можно стать, как сказал бы почтальон Печкин, человеком и пароходом.
Меньше всего шансов у вас на подводную лодку. Их в России принято называть в честь городов нашей страны, но есть в этом ряду несколько исключений. Семь лодок нашего ВМФ названы в честь древнерусских князей, всего одна носит имя полководца генералиссимуса Александра Суворова.
Немного проще дела обстоят с кораблями – среди именных судов попадаются посвященные не только военным, но и, например, ученым. А самолеты и вовсе в честь кого только не называли, в том числе писателей, поэтов и деятелей искусства. Что нужно для этого сделать? Давайте посмотрим. И да, самое «вкусное», как обычно, в конце.
Доказать, что женщины тоже могут быть академиками
Софья Ковалевская была первой во всем: первая в мире женщина — профессор математики, первая женщина — член-корреспондент Петербургской академии наук и, наконец, первая женщина в России, в честь которой назвали самолет. Лауреат премии Парижской академии за исследование математических явлений с непроизносимыми названиями, она прожила короткую, но яркую жизнь, оставив современников изучать свои труды и спорить о месте женщины в науке. Кстати, кроме самолета именем Ковалевской назвали лунный кратер, астероид и несколько школ в России, Швеции и Литве.
Открыть Антарктиду
Русский флотоводец Михаил Петрович Лазарев – один из рекордсменов по числу названных в честь него судов и самолетов. А ведь начинал он с простого морского кадета. Еще в 1871 году в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе был спущен на воду первый российский броненосец «Адмирал Лазарев». Сейчас именем флотоводца названы три корабля Военно-морского флота: два легких крейсера и один тяжёлый атомный ракетный крейсер. Кроме того, «М. Лазарев» — это самолет Airbus A320 авиакомпании «Аэрофлот».
Впрочем, заслуги этого человека вполне соответствуют той флотилии судов, которые назвали в честь него в разные годы. Он совершил три кругосветных путешествия, был одним из руководителей первой русской антарктической экспедиции и охранял наши территориальные воды от контрабандистов, был наставником таких известных русских флотоводцев как Нахимов, Корнилов, Истомин и Бутаков.
Сконструировать универсальный танк
Трактор – это, конечно, не атомный крейсер, но тоже полезный агрегат. Один из них назвали именем советского конструктора Жозефа Яковлевича Котина – создателя 18 моделей танков, в том числе легендарного ИС-2 со 122-миллиметровой пушкой. Работал гениальный конструктор как нельзя вовремя – во время Великой Отечественной войны. Возглавлял проекты создания тяжёлых танков КВ-2, КВ-1, КВ-85, ИС-1.
Именем конструктора названы улицы в Павлограде, Челябинске и Санкт-Петербурге, Ленинградский машиностроительный техникум и горная вершина на Тянь-Шане, а теперь еще и один из тракторов Челябинского тракторного завода.
Растратить 11 миллиардов
Николай Аксёненко был министром путей сообщения России в 1997—2002 годах и одним из самых скандальных чиновников такого ранга. В свое время он даже рассматривался в качестве потенциального преемника Бориса Ельцина, но проиграл Владимиру Путину в борьбе за симпатии политической элиты. С тех пор его карьера пошла по наклонной – в 2001 году министру предъявили обвинение в превышении должностных полномочий и нецелевом использовании прибыли железнодорожных предприятий.
По данным Генпрокуратуры, в результате противоправных действий Аксёненко государству был нанесен ущерб более чем в 11 миллиардов рублей. Дело долго расследовали и даже передали в суд, но до приговора так и не дошло – после длительной болезни Николай Аксёненко умер в мюнхенской клинике Гросс-Хадерн от лейкемии. А в 2013 году на воду был спущен первый российский автомобильный паром, построенный для Керченской паромной переправы, который, довольно неожиданно для всех, назвали именем скандального экс-министра.