Давайте вспомним совместно с сайтом film.ru 13 сочиненных «на коленке» киноэпизодов, без которых многие знаменитые картины, может, и состоялись бы, но уж точно не были бы так хороши.
1. Тупой и еще тупее (1994) / Dumb & Dumber
Два путешествующих на «собакомобиле» туповатых друга, Гарри и Ллойд, «доверившись своим инстинктам», подбирают на дороге бандита и убийцу Джо Менталино. По пути они играют в глупые детские игры, кривляются и орут, а когда киллер просит их включить радио, заводят отвратительными голосами песню про пересмешника – естественно, без какого-либо музыкального сопровождения. Сцены в изначальном плане не было, братья Фаррелли придумали ее по ходу съемок, предложив актерам делать все, что им захочется. Майк Старр, сыгравший Менталино, был так ошарашен потоком идиотизма, вылившимся на его голову, что его мимике в этот момент поверил бы и сам Станиcлавский.
2. Умница Уилл Хантинг (1997) / Good Will Hunting
В фильма Гаса Ван Сента присутствует диалог между математическим гением Уиллом Хантингом (Мэтт Дэймон) и его психоаналитиком Шоном Магуайром (Робин Уильямс), в процессе которого терапевт делает удивительное признание: оказывается, его покойная жена не могла контролировать кишечник, вследствие чего часто портила воздух, а однажды во сне выдала такой «концертный аккорд», что сама от этого проснулась. Спич о том, что все люди несовершенны, но это и делает их людьми, был целиком сочинен Уильямсом по ходу записи дубля. Внимательный зритель может заметить, что импровизация рассмешила не только Дэймона, но и оператора, из-за чего картинка слегка дрожит, -- но режиссер так впечатлился результатом, что по итогу сцена вошла в конечный вариант фильма без всяких правок. Уильямс явно знал, что делает: роль Магуайра принесла ему премию «Оскар».
3. Доктор Стрейнджлав, или как я научился не волноваться и полюбил бомбу (1964) / Dr. Strangelove or: How I Learned to Stop Worrying and Love the Bomb
Стэнли Кубрик не тратил времени зря: днем он вел съемки, а ночами занимался переписыванием сценариев, вкладывая туда возникшие по ходу дела новые задумки. Окончательный текст у него вырисовывался не раньше, чем все сцены были тщательно отрепетированы с актерами, которых режиссер просил не стесняться с высказыванием свежих идей. Так было со многими киноработами Кубрика, и ленты «Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу», в основу которой лег роман-триллер Питера Джорджа «Красная угроза», не избежала чаша сия. Метод привел к любопытному результату: актер Питер Селлерс, изображавший прикованного к инвалидному креслу ученого Стрейнджлава, так вдохновился творческой свободой, что в финальной сцене вскочил на ноги и сделал пару шагов со словами: «Мой фюрер, я могу ходить!»Почему бы и нет, решил Кубрик – ведь это же черная комедия! Эпизод остался в фильме (режиссер вписал его в сценарий задним числом), зато оригинальный финал, включавший эпичную драку на кремовых тортах, был признан «слишком фарсовым» и вырезан под корень: в своем видении сюжета Стэнли всегда больше ориентировался на внутреннее чутье и мнение окружающих, нежели на сценарный план.
4. Цельнометаллическая оболочка (1987) / Full Metal Jacket
Стэнли Кубрик позволял актерам импровизировать на всех своих проектах, но Рональд Ли Эрмей -- инструктор по строевой подготовке корпуса морской пехоты США, участник Вьетнамской войны, комисованный после нескольких ранений с целой кучей наград – стал для него настоящей находкой. Изначально нанятый на проект «Цельнометаллическая оболочка» лишь как консультант, самородок оказался таким колоритным малым, что был удостоен кинопроб, на которых Кубрик попросил его изобразить грубость. Чтобы ярость Рональда была неподдельной, ассистент режиссера 15 минут швырял в него апельсинами и тенисными мячами, а Эрмей все это время так отчаянно ругался, ни разу не повторившись и не сбившись, что восхищенный Кубрик решил, что лучше него сержанта Хартмана, муштрующего «салаг», никто не сыграет.