Прекрасный, старый добрый советский фильм, который заставит Вас попереживать за героев, и не раз улыбнуться.
Следователя прокуратуры Мячикова, – настоящего профессионала своего дела – достигшего пенсионного возраста, пытаются насильно «уйти» с работы, так как на его место есть кандидат, присланный «сверху». Вместе со своим старинным другом, инженером Воробьевым, Мячиков решает организовать преступление, раскрыв которое он сможет доказать свою необходимость и незаменимость… После долгих размышлений Воробьев предлагает выкрасть картину Рембрандта из музея…
«Старики-разбойники» родились у Эльдара Рязанова не от хорошей жизни. Сначала ему не разрешили ставить фильм «Сирано де Бержерак», о котором он мечтал, затем начались и другие неприятности, проблемы со здоровьем и смерть матери, которые сопровождались довольно долгим творческим простоем.
Из-за переживаний Эльдар Александрович попал в больницу. Там познакомился с мужчиной преклонного возраста, который пожаловался, как его коллеги по работе выпроводили на пенсию. Фантазия режиссера заработала туг же, идеей он поделился с Эмилем Брагинским. Так родились старики Мячиков и Воробьев.
– Съемки проходили весело, замечательно, – вспоминаетЛев Дуров. – Свою маленькую рольку в «Стариках-разбойниках» я сыграл с удовольствием, тем более это единственная роль, которую дал мне Рязанов! Только не подумайте, что я за это на него в обиде! Мы с ним в прекрасных отношениях, просто я, видимо, больше ни в одну картину Рязанова не вписывался. Замечательно, что «Старики-разбойники» существуют. Ведь эта отличная комедия еще и память об ушедших. Все они – и Никулин, и Евстигнеев, и Бурков, и Миронов – были удивительные люди, а уж о том, какие актеры, я и не говорю.
Действительно, что и говорить, актеров Рязанов умеет подбирать великолепно. А они охотно идут сниматься к нему не только как к одному из самых знаменитых режиссеров, но и как к профессионалу, умеющему по-настоящему работать с артистами.
На главные роли Рязанов сразу же пригласил Евгения Евстигнеева (Воробьев) и Юрия Никулина (Мячиков). А вот над кандидатурами других артистов пришлось подумать. Например, на роль молодого следователя Проскурина, которого потом сыграл Андрей Миронов, режиссер поначалу приглашал «товарища Сухова»Анатолия Кузнецова.
– Я до этого уже сыграл несколько следователей, а тут опять такое предложение, – рассказывает Кузнецов. – Говорю Рязанову: «Я хочу одного из стариков». А он отвечает: «Да нет, я уже выбрал, ты будешь на своем месте…» Но я отказался. А когда фильм вышел на экраны, пожалел об отказе.
На роль кассира Анны Павловны режиссер пригласил Ольгу Аросеву. Правда, поначалу он сомневался в выборе.
– Помню, он пригласил меня на пробы, но смотрел с неким предубеждением, – говорит Аросева. – Тогда был популярным «Кабачок «13 стульев»», и Рязанов боялся, что в фильме зритель снова увидит во мне пани Монику.
Он решил внешне полностью меня изменить, например сделать другую прическу. «Если увижу хоть один твой завиток от пани Моники, уберу из фильма», – говорил он мне строго. Аросева ни разу в жизни не держала боевого оружия, а в фильме ее героине приходится иметь с ним дело. Но актриса не подвела, она с жаром начала осваивать стрельбу, вплоть до того, что в дни тренировок она не могла поднести ложку ко рту из-за того, что болела рука…
Кстати, самая популярная цирковая реприза клоуна Никулина «Бревно» пришла на арену цирка с экрана. В фильме «старикам-разбойникам» приходится «красть» в музее большую, тяжелую картину. Несколько дублей они таскали эту картину, и у Никулина появилась идея повторить этот «творческий процесс» на арене, только картину заменить на бревно…