Нам с вами нравятся миры, порождённые авторским воображением, невероятные, мифические существа, отважные и неоднозначные герои, эпические сюжеты, сложные законы магии и атмосфера романтического Средневековья. Поэтому вас наверняка волнует вопрос: почему в последнее время так мало фильмов, достойных этой нашей любви?
Последние годы войдут в историю расцвета научной фантастики в кино. Мы увидели более полудесятка хороших и разных картин — от почти реалистической «Гравитации» до наивных, но талантливо сделанных «Тихоокеанского рубежа» и «Стартрека: Возмездие». И не только научная фантастика сейчас на подъёме — считавшийся сугубо развлекательным жанр супергеройского фильма стал в последние годы куда серьёзней и взрослей. Такие циклы, как «Тёмный рыцарь» и «Железный человек», приучил нас к ярким персонажам с развивающимися характерами. К непредсказуемым сюжетам и сложным морально-этическим вопросам.
На этом фоне особенно заметно, как плохи дела в жанре кинофэнтези. Не считая «Хоббитов», которыми Питер Джексон нас , за последние годы не снято ничего мало-мальски выдающегося. Это тем удивительней, если вспомнить, что в книжном мире серьёзное фэнтези процветает — книги Мартина, Аберкромби, Геймана и Ротфусса тому доказательством. Жанр неплохо чувствует себя на телевидении — «Игра престолов» пошла уже на пятый сезон. Трудами Blizzard, Bethesda и BioWare фэнтези отлично представлено и в игровом мире. Но только не в большом кино.
Чтобы разобраться, в чём тут дело, нужно перебрать всё, что было снято в жанре за последние десять-пятнадцать лет. А ещё порассуждать о такой низменной материи, как бюджеты и кассовые сборы. Потому что речь идёт о большом фэнтезийном кино, которое стоит огромных денег.
ФЭНТЕЗИ СЧИТАЮТ НЕСЕРЬЁЗНЫМ ЖАНРОМ
Много лет назад состоялся прорыв: на экраны вышел «Властелин Колец», лучшее эпическое кинофэнтези в истории. Три грандиозных и вполне серьёзных фильма принесли три миллиарда ПРИБЫЛИ и суммарно получили семнадцать «Оскаров». Казалось, Питер Джексон должен был стать примером для всех, кто снимает фэнтези. Однако законодателями мод стали совсем другие люди. Почти одновременно с «Властелином» на экран вышла первая часть другой, не менее успешной киносерии — «Гарри Поттер», причём сборы «Философского камня» были на сотню миллионов больше, чем у «Братства Кольца». «Ага, — смекнули маркетологи, — публика-то предпочитает фэнтези с детьми в главных ролях. Да и хоббиты, если подумать, те же дети!» И отправились искать новую золотую жилу, снимая эпическое фэнтези… для младшего возраста.
Но жила упорно не желала откапываться. Более-менее удачными получились разве что «Хроники Нарнии», которые на фоне сурового «Властелина» выглядели совсем детскими, да и те уже со второго фильма начали заметно снижать планку качества. Чаще попытки скрестить высокое фэнтези с семейным кино заканчивались или плохо, или очень плохо. Примером «плохо» может послужить «Золотой компас» — неровный, но симпатичный детский фильм, который тем не менее провалился на родине и практически разорил студию New Line Cinema. «Очень плохо» — это «Эрагон» по книге Кристофера Паолини, состоящей из штампов и плагиата, и бездарный «Повелитель стихий» от невезучего Шьямалана, разгромленный всеми критиками и фанатами. Чтобы сейчас, после стольких неудач, снимать фильмы про полноценные фэнтезийные миры, нужна большая смелость. Неспроста премьеру «Седьмого сына» постоянно переносили: студия до смерти боится пополнить этот список.
Тем не менее в 2009 году Тиму Бёртону удалось, казалось бы, невозможное: его глупенькая, но безумно стильная «Алиса в Стране чудес» собрала почти миллиард. «Ага, — кивнули маркетологи, — так зритель просто не любит оригинальные истории и новые миры. Ему подавай знакомое, и чтобы упаковали покрасивше!» И тут же на экраны хлынули переделки старых сказок на новый лад — «Оз», «Джек покоритель великанов», «Красная шапочка» и сразу две «Белоснежки». Все эти картины могут похвастать красивым антуражем… и, в сущности, больше ничем. Боссы студий, похоже, не осознали, что достоинства «Алисы» были в актёрской игре и в узнаваемом стиле Бёртона, а не в штамповом сюжете и не в эксплуатации старых сказок.