В последнее время появилось достаточно много энергетических систем, выгодных как экономически, так и с точки зрения экологии. Не обошлись вниманием и системы на базе двигателя Стирлинга.
Начнем с последней новости. Национальная лаборатория Сандия и компания Stirling Energy Systems сообщили о новом рекорде КПД в процессе преобразования солнечной энергии в электрическую и передачи последней в электросеть общего пользования. Предшествующий рекорд был установлен еще в 1984 году и составлял 29,4%, теперь же удалось достичь КПД в 31,25%.
Рекордная электростанция
Нужно отметить, что КПД преобразования энергии солнца в электричество несколько выше указанного, поскольку часть электричества не передается в электросеть, а используется для собственных нужд солнечной электростанции - питания сервоприводов, компьютеров и т.д.
Электростанция, на которой был установлен рекорд, функционирует в штате Нью-Мексико и использует шесть "тарелок", каждая из которых состоит из 82 зеркал. Зеркала расположены так, чтобы отражать солнечные лучи и фокусировать их на приемнике, который, нагреваясь, передает тепло в водородный двигатель Стирлинга. Этот двигатель представляет собой герметичную систему. Нагреваясь и охлаждаясь, водород в двигателе увеличивается или уменьшается в объеме, толкая поршни. На валу этого двигателя и установлен генератор, обеспечивающий получение электричества.
В лаборатории считают увеличение максимального КПД важным достижением, которое приближает широкое коммерческое использование солнечной энергии.
Двигатель Стирлинга был впервые запатентован шотландским священником Робертом Стирлингом (1790-1878) 21 сентября 1816 года. Однако первые элементарные «двигатели горячего воздуха» были известны ещё в конце XVII века, задолго до Стирлинга. Достижением Стирлинга является добавление очистителя, который он назвал «эконом». В современной научной литературе этот очиститель называется «регенератор» (теплообменник). Он увеличивает производительность двигателя, удерживая тепло в тёплой части двигателя, в то время как рабочее тело охлаждается. Этот процесс намного повышает эффективность системы.
Двигатель Стирлинга является тепловым двигателем внешнего сгорания, т.е. тепло для рабочих процессов поступает из вне, в то время как в ДВС топливо сгорает внутри камеры сгорания. Источниками тепла могут быть горелки на разном топливе, солнечные лучи, дымовые газы котельных установок, солнечное излучение да и просто тепло руки (есть демонстрационные модели работающие от тепла тела). В XIX веке инженеры хотели создать безопасную альтернативу паровым двигателям того времени, котлы которых часто взрывались из-за высоких давлений пара и неподходящих материалов их структуры. Хорошая альтернатива паровым машинам появилась с созданием двигателей Стирлинга, который мог преобразовывать в работу любую разницу температур. Основной принцип работы двигателя Стирлинга заключается в постоянно чередуемых нагревании и охлаждении рабочего тела в закрытом цилиндре. Обычно в роли рабочего тела выступает воздух, но также используются водород и гелий. Из термодинамики известно, что давление, температура и объём газа взаимосвязаны и следуют закону идеальных газов:
PV = nRT
где P — давление газа
V — Объём газа
n — Количество молей газа
R — Универсальная газовая константа
Т — Температура газа в Кельвинах
Это означает, что при нагревании газа его объём увеличивается, а при охлаждении — уменьшается. Это свойство газов и лежит в основе работы двигателя Стирлинга.
Газ в закрытом цилиндре использует цикл Карно, состоящий из четырёх фаз и разделённый двумя переходными фазами: нагрев, расширение, переход к источнику холода, охлаждение, сжатие и переход к источнику тепла. Таким образом при переходе от тёплого источника к холодному источнику происходит расширение и сжатие газа, находящегося в цилиндре. Разницу объёмов газа можно превратить в работу, чем и занимается двигатель Стирлинга.
Термический кпд идеального цикла Стирлинга, как и цикла Карно, определяется формулой:
η = (T1 - T2)/T1
где Т1 - температура нагревателя
Т2 температура холодильника
Теперь рассмотрим рабочие циклы двигателя Стирлинга.
а) Изотермическое сжатие: поршень-вытеснитель 1 находится вблизи верхней мертвой точки (ВМТ) и остается условно неподвижным. Газ сжимается рабочим поршнем 2, движущимся слева направо, и поступает в холодную полость 3 под поршнем-вытеснителем. Давление газа возрастает, а темпиратура остается постоянной, так как теплота сжатия отводится через стенки цилиндра 4 и холодильник 5 в окружающую среду при Т2.
б) Изохорное нагревание: рабочий поршень 2 находится вблизи ВМТ и остается условно неподвижным. Поршень-вытеснитель 1 движется от ВМТ и перемещает холодный сжатый газ из полости 3 в горячую полость 6 над поршнем-вытеснителем.
При прохождении газа через регенератор 7, заполненой пористой насадкой, нагретой в предыдущем цикле, его темпиратура повышается от Т2 до Т1. Так как при этом суммарный внутренний объем цилиндров двигателя остается постоянным, давление газа в них повышается и достигает максимального значения.
в) Изотермическое расширение: поршень вытеснитель находится вблизи нижней мертвой точки (НМТ) и остается условно неподвижным. Рабочий поршень 2 под действием давления газа движется справа налево, происходит расширение горячего газа в полости 6. Полезная работа, совершаемая рабочим поршнем 2, через кривошипно-шатунный механизм 8 передается на вал двигателя. Давление в цилиндрах двигателя падает, а температура газа в горячей полости 6 остается постоянной, так как к нему подводится тепло от горячего источника (например, горелки 9) через теплообменник-нагреватель 10 и стенки цилиндра 11 при Т1.
Рабочий поршень 2 в этой части цикла одновременно сжимает газ, находящийся в герметичной буферной емкости-картере 12. Запасенная таким образом энергия идет на сжатие газа в процессе "а" следующего цикла.
г) Изохорное охлаждение: рабочий поршень 2 находится вблизи НМТ и остается условно неподвижным. Поршень-вытеснитель 1 движется к ВМТ и перемещает газ, оставшийся в горячей полости 6, в холодную полость 3. При прохождении через регенератор 7 горячий газ отдает свое тепло материалу пористой насадки и охлаждается от Т1 до Т2. Так как при этом суммарный внутренний объем цилиндров двигателя остается постоянным, давление газа в них продолжает падать и достигает минимального значения.
Инженеры подразделяют двигатели Стирлинга на три различных типа:
Альфа Стирлинг Содержит два раздельных силовых поршня в раздельных цилиндрах. Один поршень — горячий, другой — холодный. Цилиндр с горячим поршнем находится в теплообменнике с более высокой температурой, в то время как цилиндр с холодным поршнем находится в более холодном теплообменнике. У данного типа двигателя отношение мощности к объёму достаточно велико, но, к сожалению у, Альфа Стирлинга имеется ряд технических проблем, вызванных высокой температурой «горячего» поршня и его изоляции.
Бета Стирлинг У двигателя бета-типа цилиндр всего один, горячий с одного конца и холодный с другого. Внутри цилиндра движутся поршень (с которого снимается мощность) и "вытеснитель", изменяющий объем горячей полости. Газ перекачивается из холодной части цилиндра в горячую через регенератор.
Гамма Стирлинг У гамма-типа тоже есть поршень и "вытеснитель", но при этом два цилиндра – один холодный (там движется поршень, с которого снимается мощность), а второй горячий с одного конца и холодный с другого (там движется "вытеснитель"). Регенератор соединяет горячую часть второго цилиндра с холодной и одновременно с первым (холодным) цилиндром.
Основной недостаток двигателей внешнего сгорания вообще и двигателя Стирлинга в частности обусловлены тем, что источник тепла расположен снаружи и, как следствие этого, медленное реагирование двигателя на изменение теплового потока, подводимого к цилиндру. Следствием этого недостатка является то, что мощность двигателя невозможно менять быстро и для того чтобы двигатель начал производить работу требуется время на разогрев.
Указанный недостаток делает применение двигателей внешнего сгорания в автомобилях затруднительным и непрактичным, однако в тех случаях, когда от двигателя требуется получение фиксированной мощности в течение продолжительного промежутка времени, двигатели внешнего сгорания вполне могут заменить двигатели внутреннего сгорания.
Ниже несколько источников дополнительной информации:
Журнал «Техника молодежи» №1 1966 г.
Журнал «Техника молодежи» №10 1979 г.
Продолжение следует...
Loading... (Longer if IE explorer)
Гороскоп - ОвенКонтактыНаши RSSПо материалам:В помощь |
Двигатель Стирлинга. Часть1.Теория.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы предлагаем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
На сайте функционирует система коррекции ошибок. Обнаружив неточность в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter.
Администрация не несёт ответственности за файлы и их содержание предоставленные пользователями сайта. Мы не храним никаких материалов на своих серверах, кроме ссылок на файлы других сервисов. |
Translate page:Экспорт НовостейНовости в Литве |