Сергей Слащилин, сооснователь проекта по производству колбасы в Китае рассказал историю о том, как производить и продавать колбасные изделия в Поднебесной.
Как все начиналось
Лет восемь назад я активно занимался электронной коммерцией: у меня были свои точки по продажам сотовых телефонов и аксессуаров. Начинал я в Оренбурге, затем переехал в Самару. И чтобы производить закупки электроники, часто ездил в город Шэньчжэнь на юге Китая. Изначально я занимался ремонтом мобильных, у меня была собственная мастерская, затем перешел в торговлю сотовыми телефонами. В 2009 году ударил кризис, и мы переживали тяжелую ситуацию на рынке, поэтому я был вынужден все продать и перейти на оптовую продажу электроники. Проработав в Самаре 2 года, я понял, что рынок слишком мал, и принял решение переехать с семьей в Москву. Переехав, я практически сразу улетел в Китай, чтобы плотно организовать поток, так как не хватало трафика, и жил там года полтора. Жена и двое детей остались в Москве, и в какой-то момент я задумался, что хочу окончательно перевезти их сюда. Когда мы приняли это решение, то я сразу же открыл компанию электронной коммерции в Китае. Затем я задумался о том, что все-таки зарабатываю не на внутреннем рынке, а на рынке России. Так как мне было интереснее жить в Китае, то и бизнес мне захотелось создать здесь. Я задумался, что бы это могло быть и понял, что хочу производство, причем обязательно пищевое. Начал перебирать всевозможные варианты, рассматривал хлебобулочные изделия, пиво и соки. В какой-то момент я стал привозить продукты из России, смотрел, что может получиться. И понял, что самый выигрышный вариант — мясные изделия.
На фото: Сергей Слащилин
Продукты для китайцев
Я улетел в Россию и с помощью друзей нашел людей, которые профессионально занимаются этим на российском рынке. Я посетил много разных производственных компаний, пока не нашел вариант, который более или менее походил на то, что я бы хотел видеть у себя в Китае. Взяв лучшее, что в нем было, я открыл производственную компанию и начал строить завод.
Строительство длилось полтора года: мы закупали оборудование, проходили все необходимую документацию — в общем, делали все с нуля. Было тяжело, учитывая, что на этом рынке нам ничего не было известно, но мы прошли через это. Ко мне прилетали специалисты из России, которые консультировали, я привез русских технологов, мы взяли полную рецептуру российских технологий и внедрили в мое производство. Я понимал для себя, что это должен быть хороший продукт высшего качества, без каких-либо добавок, и произведенный по всем государственным стандартам.
Когда мы открылись, зашли в китайскую сеть «Авангард», после чего два месяца потратили на то, чтобы разработать подходящую упаковку и весовку, изучали, что лучше воспринимается китайским потребителем. Оказалось, что на вес продукта здесь никто не смотрит и не пересчитывает на килограммы, как в России, продукт рассматривается в пачке. Сейчас мы ждем начало работы с внутренним рынком: дилерами и розничными сетями.
Новые возможности
Я видел, что в Китае очень развито питание вне дома: большой пласт населения предпочитает совместные походы в маленькие семейные ресторанчики, будь то завтрак, обед или ужин. Также они тянутся к чему-то новому, европейскому. Я подумал, что было бы интересно на базе своего продукта сделать розничные сети быстрого питания. Я начал изучать российский рынок на предмет того, кто занимается подобным видом деятельности в России, и наткнулся на сеть кофеен Coffee Like. Мне понравилась система франшизы, так как самостоятельное открытие точек заняло бы очень много времени и сил, а хотелось открыть сеть и, желательно, быстро.
Для того, чтобы быть массово представленным на рынке, необходимо предложить какой-то готовый продукт, который будет удобен и понятен китайскому рынку. Поэтому я связался с руководством проекта в России. Выяснилось, что по модели франшиз они уже представлены в 100 городах России и СНГ. Я предложил им свою идею. Тогда мы решили встретиться в Китае и обсудить детали. После этого я понял, что люди компетентны и смогут совместно со мной реализовать проект.
Про возвращение в Россию
Наверное, у меня нет желания делать шаг назад, возвращаться жить в Россию я не хочу. Да, я горжусь тем, что я русский, горжусь своей страной, но мне комфортно жить здесь, в Китае. Я наверно мыслю немного по-другому. Я почти сразу рассматривал Шэньчжэнь как свой дом, соответственно и бизнес мне хотелось строить здесь, чтобы работать там, где живу.
Про расширение бизнеса в Китае
Я уверен, что мы обязательно будем открывать двери для новых партнеров. Эти люди должны соответствовать некоторым требованиям: как минимум быть предпринимателями по натуре и мыслить масштабно. Они должны быть заинтересованы в том, чтобы жить и работать в Китае, узнавать этот рынок, быть готовыми что-то пробовать внутри страны. Не гнаться за моментной прибылью, а рассматривать новый бизнес как серьезный проект, должны быть заинтересованы в его будущем. На китайском рынке нет ничего подобного тому формату, который будет у нас. Мы открыли достаточно нетипичное производство колбасы: готовый продукт, который будет использоваться для конечного предложения потребителю. На мой взгляд, этим мы будем выделяться на рынке Китая.
На фото: Концепт торговой точки по продаже фаст-фуда на основе продукции Doft&Hoft