С днём рождения!
Владимир Толоконников родился в 1943 году в Алма-Ате. В годы войны в Казахстан отправляли раненых солдат, подселяя их для поправки здоровья к одиноким женщинам. Один из таких солдат и стал отцом будущего артиста. Позже он исчез, не оставив даже фотографии, но мама Владимира никогда не отзывалась о нем плохо…
Володя рос талантливым мальчиком. Он замечательно рисовал и даже одно время собирался поступать в художественное училище. Еще, как и многие его сверстники, мечтал стать летчиком, бредил Валерием Чкаловым, бесконечно выспрашивая у мамы, почему она не назвала его в честь этого героя. В классе Володя был настоящим лидером и любимцем, он с блеском выступал на школьных вечерах, уже тогда демонстрируя артистические задатки.
Первым увидел в юноше актера руководитель драмкружка Михаил Азовский. В то время у Азовского занималось немало талантливых ребят, впоследствии ставших знаменитыми, это и Лев Прыгунов, и Вадим Абдрашитов, и Лев Темкин. Благодаря Азовскому поверил в себя и Владимир Толоконников.
До армии Владимир Толоконников успел поработать в молодежной студии Ю. Б. Померанцева на телевидении и даже попасть во вспомогательный состав республиканского академического драмтеатра театра им. Лермонтова. Периодически он появлялся на сцене в массовках. Одновременно с этим юноша начал штурмовать столичные театральные училища. Три года! И все безуспешно. И вроде бы он нравился приемным комиссиям, но почему-то не брали, советуя приехать на следующий год…
Затем была служба в армии, в Германии, в ракетных войсках, о которой Владимир Алексеевич вспоминает с благодарностью. Он считает, что прошел хорошую школу мужества, научившись терпению и дисциплине. В армии, помимо боевой подготовки, Владимир занимался и самодеятельностью, готовя концерты и пародируя начальников-офицеров.
Закончив службу, Владимир Толоконников вновь отправился в Москву. Подал документы во ВГИК и вновь не прошел. На этот раз ему объяснили, что у него слишком специфическая внешность, и есть опасность остаться актером одной роли…
Разочарование было сильное, но Владимир уже не видел себя в другой ипостаси, нежели актером. Он отправился в Куйбышев и устроился там в местный ТЮЗ. Проработав один сезон и сыграв более десяти ролей, Владимир Толоконников затем все же поступил в театральное училище, только не в одно из столичных, а в Ярославское. Впрочем, впоследствии об этом он никогда не жалел.
Окончив обучение, Владимир Толоконников вернулся в родную Алма-Ату, отработал один сезон в местном ТЮЗе, а затем был приглашен в Республиканский Академический театр русской драмы имени Лермонтова, крупнейший театр Казахстана. Начинал, как и многие, с эпизодов, но никогда на это не жаловался. Он вообще считал и считает, что эпизоды – это хорошая актерская школа. Ведь маленькую роль сыграть очень непросто, чтобы она удалась, актер должен ставить перед собой сверхзадачу.
В числе наиболее удачных театральных работ Владимира Толоконникова - Квазимодо из спектакля «Собор Парижской Богоматери». Вот как о его работе отзывались критики: «Актер не боится быть некрасивым, потому что понимает: главное - не внешнее, главное - то, что в душе. Вот он трогательно приносит цыганочке Эсмеральде цветы, влюбленный, заботится о ней, и цыганочка в минуту страшного отчаянья зовет именно его, чувствуя рядом доброе сердце…»
Дебют актера на экране состоялся уже в зрелом возрасте, а «открыл» Толоконникова массовому зрителю Владимир Бортко. Режиссер долго не мог определиться с кандидатурой на роль Шарикова в экранизации булгаковского «Собачьего сердца». Бортко неловко признаваться, но он, выбирая актера, попросил принести фотографии самых некрасивых. «Было сказано: найдите мне, пожалуйста, людей, которые похожи на собак», - вспоминает режиссер. Ему принесли фотографии восьми актеров, среди которых были знаменитые Николай Караченцов, Алексей Жарков. Самым последним было фото никому неизвестного алма-атинского актера Владимира Толоконникова, предложенное ассистенткой режиссера Галиной Гальцевой. Он и Жарков оказались отобранными Бортко для финальных проб. На пробах Толоконников и покорил режиссера. Владимир Бортко вспоминает: «Толоконников убил меня совершенно. На пробе он разыгрывал сцену с водкой: «Желаю, чтобы все!». Он так убедительно гмыкнул, хэкнул, так удивительно пропутешествовал глоток по его шее, так хищно дернулся кадык, что я утвердил его немедленно».
По странному совпадению судьбы как раз в это же время Толоконникова утвердили на роль Шарикова в его родном Республиканском академическом театре русской драмы имени Лермонтова. На сцене эту роль Толоконников сыграл не менее блистательно, чем в кино, но совсем по-другому. Актер сокрушается, что тот спектакль в свое время не сняли на пленку. Зрителям было бы интересно сравнить эти две работы…