В том, что Россия небезосновательно может похвастаться своим флотом, сомнений нет. Но можно считать, что страна вышла на новый уровень, войдя в список журнала National Interest, посвященный самым грозным подводным лодкам во всем мире. Россия была удостоена чести аж пять раз.
Силы, брошенные в последние десятилетия российскими властями на модернизацию вооруженных сил России, не прошли даром. Как пишет издание, Россия, модернизируя модели периода холодной войны (когда советский союз представлял реальную угрозу в этом плане) и, проектируя совершенно новые подлодки, намерена обновить статус и возможности своего флота.
1 место
Почетное первое место журнал по праву отдал атомной подводной лодке проекта 971 «Щука-Б» (по кодификации Организации Североатлантического договора (НАТО) – Akula). «Щука-Б» - это советская многоцелевая атомная подводная лодка третьего поколения, которая спроектирована по тому же техническому заданию, что и титановые лодки проекта 945 «Барракуда», но со стальным корпусом. Данные лодки строились с 1983 по 2004 года, когда они и стали основным типом многоцелевых субмарин в российском флоте, заменив устаревшие лодки проекта 671РТМК «Щука».
Единственный минус данной подводной лодки – слишком громкая работа, в отличие от западных «коллег», которые могут похвастаться чуть ли не бесшумностью (конечно же, преувеличение) своих лодок. Но даже это не повлияло на то, чтобы именно ей отдать почетное звание «Самой грозной российской подлодки».
Кроме Akula издание отмечает усовершенствованные и относительно «тихие» модификации лодки «Вепрь», которая на западе относится к подклассу «Akula II», К-152 «Нерпа», что была передана АПЛ в ВМС Индии сроком на 10 лет, и К-335 «Гепард», которая, как и «Щука-Б», относится к третьему поколению атомных подводных лодок.
2 место
Почетное второе место журнал отводит дизель-электрической подводной лодке проекта 877 «Палтус» (по кодификации НАТО —Kilo). Лодки этого проекта были построены в 1982-2000 годах, и изначально ими планировалось оснастить страны Варшавского договора, что отразилось на неофициальном названии данной лодки (зачастую ее называют «Варшавянка»).
«Палтус» является одной из самых малошумных отечественных дизельных подводных лодок, за что она получила прозвище «черная дыра». На сегодняшний день подводные лодки проекта 877 «Палтус» находятся на вооружении Военного морского флота России. Кроме того, до 2006 года было построено 29 лодок на экспорт (на сегодняшний день они исправно служат Индии, Ирану, КНР и другим).
3 место
В центре внимания находится многоцелевая дизельная подводная лодка проекта 636 «Варшавянка» (по кодификации НАТО — Improved Kilo). Данная лодка представляет собой модифицированную модель лодки проекта 877 «Палтус». Отличием является скорость, которая у «Варшавянки» намного выше, чем у «Палтуса». Кроме того, ее зачастую называют «тихой убийцей» благодаря малошумности. До 2016 года планируется построить шесть таких лодок для Черноморского флота.
Подводные лодки модифицированного 636 проекта имеют более высокую (по сравнению с предыдущими проектами) боевую эффективность. Оптимальное сочетание акустической скрытности, дальности обнаружения целей, новейший инерциальный навигационный комплекс, современная автоматизированная информационно-управляющая система, мощное быстродействующее торпедно-ракетное вооружение обеспечивают мировой приоритет кораблей этого класса в области неатомного подводного кораблестроения.
4 место
Четвертую позицию занимает лодка проекта 955 «Борей» (по кодификации НАТО - SSBN «Borei» или «Dolgorukiy» после спуска на воду головного корабля). Это серия российских атомных подлодок класса «ракетный подводный крейсер стратегического назначения» (РПКСН) четвёртого поколения. «Юрий Долгорукий» (головной корабль) и другие подлодки этой серии оснащены 16 межконтинентальными баллистическими ракетами «Булава», а также субмарина вооружена 6 торпедными аппаратами. На подводные лодки проекта 955 «Борей» возлагаются огромные надежды с российской стороны на годы вперед.