Каким по очереди идет композитор в финальных титрах фильма? Десятым? Двадцатым? Сто первым после длинного актерского списка? Как часто, рассказывая о понравившемся фильме, зрители вспоминают о музыке из картины? Один раз из ста? Значит ли это, что музыкальное сопровождение в кино не так уж важно? Вовсе нет. Просто музыка становится незримой частью визуального ряда, она записывается на подкорку, она становится не частью ленты, а частью самого посмотревшего.
Мелодии из фильмов далеко не всегда становятся хитами, но то, что при первых звуках темы из любимого сериала или блокбастера вы моментально расплыветесь в улыбке, неоспоримо. Как неоспоримо и то, что в скором вашем походе на очередную «невыполнимую миссию» вы обязательно будете насвистывать знакомый мотивчик из саундтрека к фильму МакКуорри. Мы тоже любим напевать, и вот наш хит-лист любимых мелодий.
Бондиана
Авторство великолепных фанфар музыкальной темы к фильмам о Джеймсе Бонде принадлежит британцу Монти Норману. Да-да! Не верьте тем, кто утверждает, что знаменитую мелодию сочинил Джон Барри, Норман дважды выиграл суды о присвоении своей собственности. Барри, тут нечего скрывать, лишь чуть подправил мелодию, которую Норман называл Dum Di-Di Dum Dum, перед тем как она была включена в саундтрек «Доктора Ноу». Мелодия открыла вступительные титры первого фильма Бондианы, затем повторила этот трюк со второй лентой франшизы «Из России с любовью», а потом стала использоваться как часть других композиций, написанных для фильмов об Агенте 007, или звучала на финальных титрах. Свыше 70 исполнителей записали свой вариант этой музыки, поэтому удобоваримый для себя вариант может найти поклонник практически любого музыкального жанра.
Розовая пантера
Феноменальный американский композитор Генри Манчини за свое творчество 72 раза был номинирован на музыкальную премию «Грэмми» и 20 раз претендовал на главный приз Американской киноакадемии «Оскар». Не последнее место в его наследии занимает шуточная мелодия, написанная для криминальной комедии «Розовая пантера» – о не самом умелом, но крайне обаятельном и удачливом инспекторе Клузо. Музыка, которая так и навевает желание крадучись перемещаться от одного укрытия к другому подобно анимационному персонажу, была отмечена множеством наград, среди которых есть и «Оскар». Франшиза состоит из 11 полнометражных игровых фильмов и анимационного сериала, и везде звучит мелодия Манчини.
За пригоршню долларов
Крайне интересным получилось сотрудничество композитора Эннио Морриконе и режиссера Серджио Леоне. Авторы хорошо знали друг друга, знакомство их берет начало еще в школьные годы, поэтому взаимопонимание здесь было двусторонним, «За пригоршню долларов» – тот редкий фильм, музыка к которому была записана до того, как был снят фильм. И музыка эта была так хороша, что Леоне специально растягивал сцены, чтобы композиции вошли в фильм целиком, именно поэтому «За пригоршню долларов» порой так затормаживает в динамике. Выбрать одну-единственную мелодию здесь просто невозможно, поэтому поступим хитрее, обозначим всю «долларовую трилогию» Леоне композицией Harmonica из «Однажды на Диком Западе».
Миссия: Невыполнима
Берущая свое начало еще с телесериала середины 60-х «Миссия: Невыполнима» с самого начала цепляла зрителя бравурным маршем своей заглавной музыкальной темы. Хотя с «маршем» мы, конечно, поторопились, сам автор мелодии, аргентинский джазовый пианист Лало Шифрин называл свою тему «танцевальным мотивом для четверки танцоров с пятью ногами». Оригинальная мелодия 1966 года чуть отличается от современной аранжировки темпом, но не настроением – под нее все так же хочется идти в бой, ну или хотя бы неподвижно повисеть на тросе, как это неизменно делает персонаж Тома Круза начиная с 1996 года. Музыкальная тема «Миссии» была не только благосклонно встречена критиками, отдавшим Шифрину «Грэмми», но и простыми слушателями – седьмое место в хит-параде Billboard Hot 100 не всякий музыкант, знаете ли, взять может.
Семнадцать мгновений весны
Великолепную музыку к самому героическому советскому телесериалу «Семнадцать мгновений весны» Татьяны Лиозновой написал неповторимый и безошибочно узнаваемый Микаэл Таривердиев. Причем Таривердиев подошел к просьбе режиссера озвучить приключения Штирлица весьма основательно – вместе с поэтом Робертом Рождественским Таривердиев написал 12 песен, по одной на каждую серию. Увы (а может, и к счастью), постановщик отобрала лишь две из них: «Мгновения» и «Песню о далекой Родине». Зато в семидесятых и восьмидесятых их наизусть знали не только советские зрители, но и жители соцлагеря и даже некоторые иностранцы из стран – противников СССР по холодной войне. Уж больно мощными получились композиции. «Кому бесславие, а кому бессмертие», как говорится…
Челюсти
С музыкой к фильму «Челюсти» Стивена Спилберга произошла забавная коллизия. Из-за того что механическое чучело морского хищника у съемочной группы постоянно ломалось и временами на площадке выглядело не особенно впечатляюще, Спилберг попросил композитора Джона Уильямса написать что-то устрашающее, какую-то минималистическую музыкальную тему, в которой прятался бы животный ужас неизвестности, опасности, подстерегающей человека в некомфортной для него среде открытого водного простора. И Уильямс постарался. Да так, что люди в ужасе убегали из кинозалов от одних только звуков музыки, не дожидаясь появления зловещих плавников. В связи с этим музыка «Челюстей» была отмечена «Оскаром», «Золотым глобусом», «Грэмми» и премией «Сезар» – это больше, чем все остальные награды, полученные фильмом, вместе взятые.
Рокки
Драма Сильвестра Сталлоне «Рокки» для многих является образцом спортивного фильма, в котором красочные сцены боксерских поединков сочетаются с бытовыми зарисовками не самого удачливого человека, ищущего свое место в жизни. У фильма много достоинств, и музыка – не последнее из них. Заглавная песня Gonna Fly Now композитора Билла Конти может считаться гимном тех, кто поднимается к вершинам с самых низов, как герой Слая в «Рокки», она и сама поднялась до вершины чарта Billboard в 1977 году, несмотря на то что в песне всего 30 слов. Композиция использовалась затем не только в фильмах о Рокки Бальбоа, но и в десятках других лент как одна из самых воодушевляющих музыкальных тем.
Звездные войны
Большому кораблю – большое плавание. Главная космическая сага, занимающая умы поклонников уже почти сорок лет, просто обязана была иметь яркий запоминающийся саундтрек. На помощь Джорджу Лукасу с этим пришел уже упоминавшийся нами Джон Уильямс, «упаковавший» в свои оригинальные музыкальные произведения отсылки к Вагнеру, Стравинскому и даже Штраусу. Требующий от своих коллег прежде всего эмоциональной привлекательности, Лукас был восхищен работой Уильямса – музыка, открывающая «Звездные войны: Новая надежда», задает тон всей саге, без нее космические приключения немыслимы, а значит, и новый фильм, который зрители увидят в конце года, обязательно будет содержать знакомую мелодию. Впрочем, мы не будем против, если в качестве главной темы «Звездных войн» вы выберете «Имперский марш» – у Силы, как известно, две стороны.
Хэллоуин
Молодежный слэшер Джона Карпентера «Хэллоуин» в 1978 году произвел настоящий фурор, став форменной иконой жанра, равняться на которую не стыдно даже сегодня, спустя тридцать лет после выхода оригинального фильма. Объяснений феномену Майкла Майерса было представлено множество, и многие исследователи упоминают музыкальное сопровождение фильма как важную составляющую атмосферы этого фильма ужасов. Интересно, что музыку сочинил и исполнил на фортепьяно сам режиссер Джон Карпентер. При этом автор честно признается, что нотной грамоте не обучен, может сыграть что-то на слух, но ни записать сочиненное, ни воспроизвести написанное не может. Хорошо, что в момент сочинения тревожной мелодии рядом находился композитор Дэн Уаймен – он и помог Карпентеру зафиксировать придуманное и наложить затем на кровавую мясорубку у озера.
Супермен
Нельзя сказать, что бравурная тема Супермена из одноименного фильма Ричарда Доннера 1978 года является сколько-то значимым событием в мировом кино. Интересна скорее история создания саундтрека «Супермена». Доннер для написания музыки к своему супергероическому фильму привлек композитора Джерри Голдсмита, с которым вместе работал на «Омене», но, увы, Голдсмит скоро покинул проект, а на его место пришел Джон Уильямс, который в авральной спешке написал несколько мелодий к предстоящему фильму. Режиссер был не слишком доволен результатом, но дальнейшие события мнение Ричарда Доннера изменили – перелицованный продюсерами второй фильм воспользовался услугами другого композитора, тогда как Доннер в своей режиссерской версии снова использовал наработки Уильямса. Три последующих сиквела музыку Уильямса если и использовали, то в гомеопатических дозах, а Зак Снайдер в «Человеке из стали» и вовсе избавился от «пережитков прошлого». А ведь более патриотического мотива в кино и не придумать.
Д’Артаньян и три мушкетера
Трехсерийный музыкальный фильм Георгия Юнгвальд-Хилькевича о похождениях бравого гасконца и его трех друзей из охраны короля состоит из двух десяток песен, поэтому выбрать одну – главную – из них совсем не просто. И все же, даже при прочих равных, «Песенка мушкетеров», начинающаяся словами «Пора-пора-порадуемся на своем веку…», выглядит лидером среди зрительских предпочтений – в ее исполнении задействованы все ведущие актеры, и она весьма удачно завершает этап знакомства героев. Несмотря на то что все песни к фильму написал один композитор, Максим Дунаевский, саундтрек нельзя назвать однообразным – песни ушли в народ, цитаты из них используют до сих пор, а ничего лучшего по романам Дюма наше телевидение и кино до сих пор снять не может. Merci beaucoup!
Индиана Джонс
Ловко натренировавшийся записывать грандиозные музыкальные композиции в содружестве с Лондонским симфоническим оркестром на «Звездных войнах» Джон Уильямс продолжил радовать поклонников кино в новой приключенческой работе Спилберга и Лукаса – похождениях археолога Индианы Джонса. Заглавная композиция, известная как «Марш искателей», была по настоянию Стивена Спилберга соткана из двух параллельно развивавшихся музыкальных тем, написанных Уильямсом для доктора Джонса и Марион соответственно. Режиссер был восхищен обеими, а потому попросил соединить их, что героев на экране только объединило еще больше, а о том, чтобы оставить это великолепие только в одной картине, уже не было и речи. Музыка Уильямса для «В поисках потерянного ковчега» была номинирована на «Оскар», но уступила конкурентам.
Терминатор
Одному из главных фильмов о злобных роботах, угрожающих человечеству, «Терминатору» Джеймса Кэмерона требовался нетривиальный саундтрек – музыка к ленте должна была сочетать простоту мелодики и сложность электронного звучания. Проблему разрешил композитор Брэд Фидель, большой поклонник стиля прогрессив, синтезаторов и компьютерных музыкальных инструментов. Обманчиво простая мелодия, которая буквально вколачивается металлическими электронными ударами в мозг слушателей, стала столь же неотъемлемой частью франшизы о Саре Коннор и ее железном «друге», как и фраза I’ll be back, красный глаз Терминатора или перемещения во времени. В 2003 году для «Терминатора 3: Восстание машин» Марко Белтрами слегка подправил оригинальный трек, придав ему эпичности. В «Генезесе» же, наоборот, аранжировка стала более ударной и жесткой – но атмосфера грядущего Судного дня никуда не делась.
Полицейский из Беверли-Хиллс
Синтезаторную волну продолжит инструментальная композиция Alex F, ставшая визитной карточкой экшен-комедии «Полицейский из Беверли-Хиллс». Свое название мелодия получила в честь главного героя Алекса Фоли, к тому же автором, немецким клавишником Гарольдом Фальтермейером, она была выполнена в тональности «фа минор». Энергичный трек стал феноменом в мире музыки – в оригинальном звучании Alex F забрался на третью строчку мирового хит-парада Billboard, а затем в обработке шуточной команды Crazy Frog стал главным хитом дискотек 2005 года. Совершенно естественно, что композиция была использована в обоих сиквелах картины, и сложно представить себе, чтобы без знаменитых синтезаторных запилов остался ремейк, речь о котором ведется уже несколько лет.
Охотники за привидениями
Когда создатели фильма «Охотники за привидениями» обратились к исполнителю Рэю Паркеру-младшему с просьбой написать песню к их будущему фильму, перед музыкантом была поставлена сложнейшая задача. Песня должна была вписываться в существующий черновик саундтрека, должна была быть узнаваемой и запоминающейся, наконец, на написание отводилось всего три-четыре дня. Вдохновение Паркер черпал, просматривая ночные эфиры телевидения, где рекламные джинглы могли буквально свести с ума. Именно они, впрочем, помогли музыканту написать песню, которая, по сути, сама являлась рекламным роликом – в ней слушателей приглашают обратиться к «Охотникам за привидениями». «Реклама» удалась – и фильм стал хитом, и песня взобралась на вершины чартов, а уж клип и вовсе стал событием на только-только появившемся канале MTV.
Секретные материалы
Если уж какую-то мелодию из фильмов и сериалов насвистывать, то лучше всего для этого подходит тема сериала «Секретные материалы». Автор заглавной мелодии фантастического телешоу Марк Сноу в проект попал по протекции продюсера Р.В. Гудвина, с которым он был хорошо знаком. Первоначально Сноу трижды отказали, его мелодии ничем не выделялись, прорыв же случился тогда, когда к своим синтезаторным «вздохам» Сноу добавил электронный свист. Подправленный с помощью эхо-эффекта трек сполна характеризовал происходящее на экране, что сделало его важной частью сериала. Мелодия стала популярным треком для прослушивания, подверглась активному ремикшированию самых разных исполнителей, успешно перекочевала на радио, а затем и в полнометражные продолжения «Секретных материалов». Вернется ли мотивчик Сноу в новом сезоне? А сами-то как думаете?
Парк Юрского периода
Для режиссера Стивена Спилберга создание «Парка Юрского периода» было огромным вызовом – свои детские мечты о невозможном, о возвращении динозавров, он должен был воплотить на большом экране. Соответственного воодушевления постановщик требовал и от своего постоянного компаньона – композитора Джона Уильямса. Впервые после одиннадцати совместных проектов Спилберг не мог присутствовать в студии в момент записи саундтрека, ему пришлось колесить по Польше в поисках натуры для «Списка Шиндлера». Впрочем, демо Уильямса были так хороши, что Спилберг был спокоен за конечный результат. И действительно, музыка, сочетающая увлекательность и опасность нового мира, волнение и ужас от встречи с ящерами, в лучшем виде дополняла визуальные образы. «Мир Юрского периода» не стал отказываться от проверенных ритмов и оказался третьим в списке самых кассовых лент в мире – вот что значит уважение к классике!
Поттериана
Всю музыку к восьми фильмам о приключениях Гарри Поттера не смог бы написать один композитор, будь он хоть трижды гениален. Вот и Джона Уильямса хватило только на три первые картины, после чего дирижерская палочка поттерианы «пошла по рукам». Однако именно Уильямсу принадлежат самые узнаваемые мелодии франшизы, именно он создал музыкальные темы для основных персонажей картины. Первая из этих тем – тема совы Хедвига – стала олицетворением всего киносериала, темой, не столько характеризующей птицу, сколько приоткрывающей двери в мир магии. Нотки из этой композиции использовались затем во всех фильмах, вышедших вслед за «Гарри Поттером и философским камнем», в трейлерах и рекламных материалах. При первых звуках ее дети тут же оборачиваются к телевизору – проверьте!
Пираты Карибского моря
Памятуя о том, с каким треском на дно уходили все предыдущие морские эпики, композиторы не особенно торопились сотрудничать с Гором Вербински в работе над «Пиратами Карибского моря» – от проекта отпал сначала Алан Сильвестри, а затем и Ханс Циммер. Бесхозную дирижерскую палочку подхватил немец Клаус Бадельт, автор музыки к «Эквилибриуму», и сорвал куш, его заглавная композиция He’s a Pirate стала главной пиратской мелодией во всем мире на долгие годы. Мы не удивимся, если именно под этот оркестровый марш атакуют своих жертв сомалийские морские волки. Если в «Проклятии “Черной жемчужины”», первом фильме франшизы, пиратский мотивчик Бадельта звучал только в финальных титрах, то в остальных лентах он стал частью боевых сцен и рекламных роликов. Капитан на мостике, поднять паруса!
Игра престолов
Открывающие сериальные эпизоды мелодии часто становятся узнаваемыми и популярными, но вовсе не потому, что они гениально сочинены или филигранно исполнены, просто, волей-неволей слушая одну и ту же музыку из года в год неделю за неделей, к ней проникнешься чувствами даже против желания. Про композицию, открывающую захватывающие 3D-титры «Игры престолов», можно было бы сказать то же самое, не послужи композиция, написанная немцем Рамином Джавади, источником вдохновения для многих музыкантов. Пожалуй, ни один сериал не получал стольких ремиксов на свою музыкальную заставку. На чем только не исполняли мелодию, открывающую двери в Вестерос, кто только ее не перепевал – вот она, подлинная народная любовь!
Источник: www.film.ru