Чак Норрис не ворует сюжеты – он показывает, как надо быть героем! Лучшего оправдания для «Без вести пропавших не придумать», поскольку это откровенный клон уже готовившегося в то время «Рэмбо 2», и клон более слабый, с менее эффектным действием и куда более затянутым сюжетом. Собственно говоря, это примерно тот фильм, который был бы снят вместо «Рэмбо 2», если бы Сталлоне вовремя не переработал сценарий Джеймса Кэмерона.
В нашей стране стоит отметить, что герой Норриса, в отличие от героя Сталлоне, во время спасения американских пленных, «забытых» во Вьетнаме, сражается исключительно с вьетнамцами, а не с вьетнамцами и русскими. Кроме того, он освобождает не только «своих», но и содержащихся в лагере местных жителей. Свобода бывает не только с факелом, но и с бородой! Лента снималась как вторая часть дилогии о военных и послевоенных подвигах полковника Брэддока, но была выпущена первой, поскольку больше понравилась прокатчикам. «Без вести пропавшие 2: Начало» вышли в том же 1984 году.
«Без вести пропавшие/ Missing in Action» (1984)
Чак Норрис – отставной военный, чемпион Америки по карате, создатель собственного боевого стиля и единственный герой фильмов о боевых искусствах, который породил целую охапку интернет-мемов. Норрис уже давно не блещет на экране, и потому среди тех, кто не застал видеорынок начала 1990-х, актер преимущественно известен благодаря «Фактам о Чаке Норрисе». Однако в год его 75-летия стоит вспомнить лучшие фильмы его «золотого» периода. Или, скорее, «деревянного», поскольку Чак Норрис умеет играть только одну эмоцию – готовность пнуть ногой с разворота.
«Вторжение в США/ Invasion U.S.A.» (1985)
Чак Норрис не служил в американской армии – он и есть американская армия! И в военном боевике «Вторжение в США» его герой, бывший агент ЦРУ, в одиночку защищает демократию и большой бизнес, когда во Флориду вторгается тайная армия латиноамериканских коммунистов под командованием советского оперативника (последнего сыграл американский ирландец Ричард Линч). Правда, ближе к финалу Национальная гвардия все же немного помогает герою Норриса. Но она лишь подчищает за ним и блокирует тех, кто пытается сбежать от фирменного удара ногой с разворота. В самом конце картины герой и злодей устраивают дуэль на портативных гранатометах. Угадайте, кто успевает выстрелить первым!
«Октагон/ The Octagon» (1980)
Почему ниндзя живут в Японии? Потому что не хотят встречаться с Чаком Норрисом. Правда, некоторые, особенно глупые ниндзя все же перебираются за океан. И тогда с ними случается то же самое, что случилось с одетыми в черное злодеями «Октагона», когда они нарвались на героя Норриса – бывшего чемпиона по карате, который вырос в японской семье и потому с ранних лет освоил восточные единоборства и их тайные хитрости. Ничем хорошим для ниндзя это «свидание» не кончилось. Им не помогло даже то, что их готовил сводный брат главного героя (Тадаси Ямасита, чемпион Окинавы по карате). Самурайский меч и фирменный удар ногой с разворота сделали свое кровавое дело. Отметим, что злодеи фильма – не просто ниндзя, а ниндзя-терористы, так что герой Норриса правильно делает, когда зачищает их логово под названием «Октагон».
«Безмолвный гнев/ Silent Rage» (1982)
Чем отличается слэшер от боевика? Тем, что в слэшер не пригласили Чака Норриса! А вот если бы пригласили, было бы совсем другое кино… Такое, как «Безмолвный гнев», которое следует шаблону фантастического слэшера о маньяке-психопате со сверхъестественными способностями (герой фильма подвергается генетическим экспериментам и становится практически неуязвим), а затем ставит на пути безмолвного убийцы провинциального шерифа в исполнении Чака Норриса. Последнему приходится нелегко, поскольку его фирменный удар ногой с разворота откалиброван лишь против обычных противников. Но, к счастью, шериф вовремя вспоминает, что также владеет фирменным ударом ногой с разворота в прыжке. После этого туго приходится уже маньяку.
«Око за око/ An Eye for an Eye» (1981)
Чак Норрис не дружит – он делится местью! Именно так он поступает в боевике «Око за око», где его герой-полицейский мстит бандитскому синдикату за жестокое убийство напарника. Поскольку злодеи убили не только несчастного копа, но и его девушку-журналистку, то герой Норриса соглашается отомстить не в одиночку, а в паре с отцом погибшей. Последнего сыграл Мако Ивамацу или просто «Мако», один из самых известных голливудских актеров восточного происхождения. В свою очередь, телохранителя главного злодея изобразил могучий гавайский рестлер Чарли Калани, известный зрителям как «Профессор Тору Танака». Поскольку обычный фирменный удар ногой с разворота против такого громилы оказался бессильным, Норрису в кульминационной драке пришлось «спарить» его с фирменным ударом ногой в прыжке. Ведь любой поклонник видеоигр играет, что комбо сильнее одиночных ударов.
«Вынужденная месть/ Forced Vengeance» (1982)
Китайцы и японцы не придумали боевые искусства – они просто посмотрели, как бьет людей Чак Норрис! В боевике «Вынужденная месть» Чак Норрис напомнил об этом человечеству, когда в роли главы службы безопасности казино в Гонконге расправился как с китайскими гангстерами, так и с японским гигантом-дюдоистом на службе у китайского мафиози. Заодно он пнул своим фирменным ударом ногой с разворота западного преступника, который думал, что в этой картине Норрис навешивает люлей только людям с Дальнего Востока. «Консерватор» не значит «расист», дорогой товарищ бандит! Впрочем, злодей быстро осознал свою ошибку и довольно кроваво умер.
«Отряд “Дельта”/ The Delta Force» (1986)
Америка не начинает войны на Ближнем Востоке – она просто не запрещает Чаку Норрису куролесить в отпуске! К счастью, иногда Норрис не только убивает восточных людей, но и спасает их. Так, в боевике «Отряд “Дельта”» он сыграл американского спецназовца, который вместе со своим отрядом выручает американских и еврейских пассажиров международного авиарейса, захваченного арабскими террористами. В основном Норрис в фильме пользуется обычным оружием, но может и пнуть своим фирменным ударом ногой с разворота. Также его герой работает головой, поскольку преступники прячут своих жертв в Бейруте, и спецназовцам приходится их искать. Фильм стал последним появлением на экране голливудского классика Ли Марвина. Герой «Грязной дюжины» изобразил командира «Дельты».
«Кодекс молчания/ Code of Silence» (1985)
Чак Норрис не играет в видеоигры – он убивает джойстиком! В кульминации полицейского триллера «Кодекс молчания» сержант чикагской полиции в исполнении Норриса расправляется с целой армией торговцев кокаином при огневой поддержке полицейского робота (не такого, как в «Роботе-полицейском», а куда более старомодного). Выглядит это, надо признать, немного глупо. Но в остальном «Кодекс молчания» – впечатляюще убедительный и мрачный городской триллер, который с восторгом приняли многие американские критики, обычно не находившие для фильмов Норриса ни одного доброго слова. Другое дело, что ради этого творческого достижения актер отказался от своего фирменного удара ногой с разворота и зачистил Чикаго старыми добрыми пулями.
«Одинокий волк Маккуэйд/ Lone Wolf McQuade» (1983)
Чак Норрис не дерется – он убивает! Просто иногда очень медленно… Когда в 2009 году полиция Таиланда нашла тело Дэвида Кэррадайна, мы сразу поняли, что случилось. Легендарного мэтра боевиков настигла смерть от удара ногой с разворота, который Кэррадайн получил во время съемок «Одинокого волка Маккуэйда». Какую кошмарную ошибку совершил актер, когда согласился изобразить главного злодея в зажигательном боевике, где Норрис сыграл сурового техасского рейнджера, воюющего с мексиканскими бандитами! Почему его смерть оказалась столь медленной? Потому что Норрис, конечно же, не хотел убивать уважаемого коллегу, звезду культового сериала 1970-х «Кунг-фу» и будущего злодея «Убить Билла». Но он не мог оставить в живых того, кто получил его фирменный удар ногой с разворота в голову. Это было бы нечестно по отношению ко всем прочим жертвам ноги Норриса. Кстати, позднейший телесериал «Уокер – техасский рейнджер» изначально разрабатывался как продолжение подвигов Маккуэйда. Но потом героя переименовали, чтобы не платить обладателям прав на «Одинокого волка».
«Путь дракона/ Meng long guo jiang» (1972)
Чак Норрис не проигрывает – он поддается во имя искусства! Конечно, немного странно ставить на первое место в таком хит-параде картину, в которой интересующая нас звезда появляется всего в нескольких сценах и изображает злодея, проигрывающего кульминационный бой. Но в истории жанра можно по пальцам пересчитать боевые сцены с демонстрацией боевых искусств, которые столь же ярки, как финальный поединок персонажей Брюса Ли и Чака Норриса в «Пути дракона». Не важно, кто из них кого играет и кто в финале остается в живых. Эта сцена настолько хороша, что если бы Норрис и Ли больше нигде не засветились, они все равно бы считались звездами фильмов о боевых искусствах. И пусть Ли все же главный герой, без харизмы и мастерства Норриса эпизод бы не получился. Так что «Путь дракона» – на вершине нашего списка.