Обычно, эта фигура, неотьемлимая для средневекового европейского города, становилась предметом внимания историков и документалистов гораздо реже, чем те, кому пришлось испытать на себе “искусство” палача. Так уж повелось, что людям этой профессии чаще всего приходилось держаться в тени. Но всё-таки кое-что о них известно.
Появление палача
В раннем средневековье суд вершил феодал или его представитель, опираясь на местные традиции.
Первоначально осуществления наказания должны были осуществлять сами судьи или их помощники (приставы), пострадавшие, случайно нанятые люди и т.д. Основой дознания был опрос свидетелей. Спорные вопросы решались с помощью системы ордалий («божьего суда»), когда человек как бы отдавался на волю бога. Это достигалось путем проведения поединка, по принципу "кто победил, тот и прав". Драться должны были или сами обвинитель и подозреваемый, или их представители (родственники, нанятые и т.д.)
Другой формой ордалий были физические испытания, например, взять в руку раскаленный метал или опустить руку в кипяток. Позднее по количеству и степени ожогов судья определял волю бога.
Понятно, что такой суд был не слишком справедлив.
С усилением центральной власти и развитием городов, где местную власть осуществляли выборные власти, возникает система более профессионального суда.
С развитием судопроизводства усложняются и наказания. Наряду со старыми формами наказания, такими как вергельд (штраф) и простая казнь, появляются новые. Это бичевание, клеймение, отсечение конечностей, колесование и т.д.. Определенную роль играло то, что в некоторых местах сохранялась идея «око за око», т.е., если человек нанес какое-либо телесное повреждение, например, если преступник сломал пострадавшему руку, то ему тоже нужно было сломать руку.
Теперь нужен был специалист, способный провести процедуру наказания, причем так, чтобы осужденный не погиб, если он был осужден только на наказание, или до того, как будут выполнены все назначенные судом пытки.
Как и раньше необходимо было провести процедуры допроса, заставив подозреваемого дать показания, но при этом не допустить потери сознания и особенно смерти подозреваемого во время допроса.
Первые упоминания должности палача встречаются в документах 13 века. Но монополия на выполнение приговоров установилась за ним только к 16 веку.
До этого приговор могли выполнять, как и раньше, другие люди.
Вообще у “заплечных дел мастеров” в разных языках куча разных названий. От латинского “сarnifex” до русского “палач”. На землях Великого Княжества Литовского распространилось название “кат” (бел. “кат”, пол. “kat”), пришедшее в наш язык из немецкого. Русское же слово “палач” в его современном понимании появилось позже, а в средние века палача называли «мечник», т. е. носитель меча, оруженосец при воинствующем князе, его телохранитель и в определенных случаях исполнитель смертных приговоров по его приказаниям. В древне-русских памятниках феодального периода, переведенных с латинского и греческого, слова carnifex и spekulator переводились словом «мечник». У слова же «палач» есть 2 версии происхождения.
Первая – тюркская (Преображенский): от тюркского слова «пала» — кинжал, большой нож, вследствие чего палач значило кинжальщик, резак. Сразу же вспоминается укоренившееся в белорусском, польском и украинском языках слово «паль» - кол.
Вторая – русская (Каринский): в сочинении Курбского «История о великом князе Московском» написано: «Егдаже уже тогда святый (т. е. боярин) зело был муками удручен, едва жив отдан под стражю Пашку некоему по их истобнику или отвернику, еже мучителю был верной кат или спекулятор над палачи». Таким образом главным палачом в эпоху Ивана Грозного был его «истобник», т. е. заведующий интимными покоями князя — избою, который в эту эпоху конечно является телохранителем его и его семьи. Какими же палачами он мог заведывать? Он мог заведывать палатами. Получается «палата — палач». Это объясняет, почему ещё в половине XVI в. на надгробиях писали: «сын палача», почему были целые поселки палачей (т.е. дворцовых слуг в XVI в.).
Положение палача
В сущности городской палач был наемным работником магистрата, по-нашему – чиновником. Он заключал такой же контракт и приносил такую же присягу, как и все служащие городского магистрата. От городских властей палач получал и положенное ему по закону жалование за каждую казнь или пытку. В некоторых немецких городах палач обязан был также носить на одежде знаки отличия служащего магистрата.
Он отвечал за исполнение различных приговоров суда, а также проведение пыток. Следует отметить, что палач был именно исполнителем. Он не мог по своей воле провести пытку. Обычно его действиями руководил представитель суда.
Палач получал жалование, иногда дом, где он жил. В некоторых случаях палачам, как и другим служащим, оплачивалась и форменная одежда. Иногда эта была общая униформа городских служащих, иногда особая одежда, подчеркивающая его значение. Большая часть инструментов (дыба, другие приспособления и т.д.) оплачивались и принадлежали городу. Символом палача (во Франции) был специальный меч с округлым лезвием, предназначенный только для отрубания голов. В России - кнут.
Маску, которую так часто показывают в кино, реальный палач обычно не надевал. Маска была на палаче при казни английского короля Англии Карла 1-го, но это был единичный случай.
Кто мог стать палачом? Самый распространенный случай – это наследование «профессии» от отца к сыну, и таким образом возникали целые кланы палачей, как например знаменитая семья Сансон. Семьи были закрытыми, потому как сын палача не мог жениться на девушке из «нормальной» семьи, это запятнало бы репутацию всего рода невесты. Как правило дети палачей женились или выходили замуж за представителей этой же профессии из соседних городов. Как говорится - трудно выйти замуж за короля, но не менее трудно жениться и палачу. Первый не сочетается браком с кем угодно, а со вторым никто не хочет сочетаться браком. В Германии в списке аугсбургского городского права 1373 г. палач назван "шлюхиным сыном" (der Hurensun der Henker) и неспроста. Нередко женами для палачей становились городские проститутки.
Обычно должности палача занималась или по наследству, или под угрозой уголовного преследования.
Существовала практика что осужденный мог получить амнистию, если соглашался стать палачом. Для этого необходимо, чтобы место палача было вакантно, и не всем осужденным могли предложить такой выбор.
Перед тем как стать палачом, претендент должен был долгое время проработать подмастерьем. Претендент должен был обладать немалой физической силой и значительными знаниями о человеческом теле. Чтобы подтвердить свое умение, кандидат, также как и в других средневековых профессиях, должен был исполнить «шедевр», т. е., выполнить свои обязанности под присмотром старших. Если палач уходил на покой, он был обязан предложить городу кандидатуру на свой пост.
Иногда, кроме палача, были и другие смежные должности. Так, в Париже, помимо самого палача, в команду входили его помощник, отвечавший за пытки, и плотник, специально занимавшийся строительством эшафота и т.д.
Хотя по закону палач и считался обычным служащим, отношение к нему было соответствующим. Правда он нередко мог хорошо зарабатывать.
Часто в средневековых городах Италии, Испании и Южной Франции палачей поставляла еврейская община. В 13 в. на Сицилии, к примеру, именно еврейская община должна была переложить на свои плечи заботу о том, чтобы в распоряжении города всегда имелся заплечных дел мастер. В немецкоязычных же странах и в Восточной Европе этого не наблюдается.
В 70-х годах 15 в. Ганс Ринтфлайх – богатый и уважаемый Вроцлавский мещанин – поехал в Плоцк, где остановился в корчме. Позже выяснилось, что владелец корчмы обокрал своего постояльца. Разгневанный потерпевший потащил корчмаря в магистрат, где тот на суде признал свою вину. Судьи вынесли приговор – повешение, причем повесить корчмаря должен был Ганс Ринтфлайх собственноручно, так как на тот момент город не располагал собственным палачом. Впрочем как и окрестные города. Изумленный Ринтфлайх попытался опротестовать решение и предложил заменить повешение на денежную компенсацию или изгнание корчмаря из города, но судьи остались неприклонны, да еще пригрозили Ринтфлайху наказанием за неподчинению суду. В итоге потерпевшему все-таки пришлось вешать преступника собственноручно. Естественно Ринтфлайх не хотел записываться в палачи и позже пытался документально оспорить такое решение. Он отправился в Краков для составления жалобы королю, там же он выхлопотал письмо за подписью короля, в котором засвидетельствовано, что Ринтфлайх совершил этот позорный поступок по принуждению, что не может унизить его честь и достоинство. Но презрение к однажды совершившему казнь в Силезии было столь велико, что еще сын Ганса – Кшиштоф Ринтфлайх обращался к плоцкому городскому совету (1501 г.) и королю Венгрии и Чехии Владиславу Ягелончику (1502 г.), дабы ему выдали «очищающие его от бесславия дипломы». Несмотря на вышеуказанные документы в 1507 г. магистрат его родного города Вроцлава отказал ему в праве быть избранным в состав городского совета. Так что, единожды став палачом, не так-то просто было обратно вернуть себе доброе имя.
Стоит сказать, что часто в Германии, Польше место городского палача было вакантно, и поэтому магистрату часто приходилось «арендовать» палача в соседних городах. Например, в Польше известно, что в 15 веке свой палач имелся достоверно лишь в 17 городах. 33 польских города платили городу Познань по специально установленную плату, так называемую „tortoralia”, за услуги “заплечных дел мастера”. Как говорится, спрос превышал предложение.
Но работа палача считалась крайне малопочтенным занятием. По своему положению он был близок к таким низшим слоям общества, как проститутки, актеры и т.д.. Даже случайно соприкосновение с палачом было неприятно. Именно поэтому палач часто должен был носить форменную одежду особого покроя и/или цвета( в Париже - синего).
Для дворянина считалось оскорбительным сам факт поездки в телеге палача. Даже если осужденного освобождали на плахе, сам факт того, что он проехал в телеге палача, наносил огромный ущерб его чести.
Известен случай, когда палач, назвавшись городским служащим, был принят в доме дворянки. Позднее, узнав кто он, она подала на него в суд, поскольку чувствовала себя оскорбленной. И хотя она проиграла процесс, сам факт весьма показателен.
В другой раз группа пьяных молодых дворян, услыхав , что в доме, мимо которого они проходили, звучит музыка, вломилась туда. Но узнав, что попали на свадьбу палача, сильно смутились. Только один остался и даже попросил показать ему меч. Поэтому палачи обычно общались и женились в кругу близких им по положению профессий – могильщики, живодеры и т.д.. Так возникали целые династии палачей.
Палач нередко рисковал быть избитым. Эта угроза возрастала за границей города или в период проведения крупных ярмарок, когда в городе появлялось много случайных людей, которые могли не бояться преследования местных властей.
Во многих областях Германии, существовало правило, что если кто-то, например, муниципалитет небольшого города, нанимал палача, он был обязан обеспечит его охраной и даже внести специальный залог.
Бывали случи, когда палачей убивали. Это могла сделать как толпа, недовольная проведением казни, так и преступники.
Дополнительные заработки
Поскольку палач считался городским служащим, он получал фиксированную оплату по таксе, установленной властями. Кроме того, палачу отдавались все вещи, что надеты от пояса жертвы и ниже. Позднее в его распоряжение стала передаваться вся одежда.
Поскольку казни проводились преимущественно в особо объявленные дни, в остальное время работы, а, следовательно, и заработка, у палача было не так чтоб очень много. Иногда городской палач выезжал в соседние небольшие городки для выполнения своих функций по заказам местных властей. Но это тоже случалось не часто.
Чтобы дать палачу возможность заработать и не платить ему за простой, за ним часто закреплялись и другие функции. Какие конкретно, зависело как от местных традиций, так и от размеров города.
Среди них наиболее часто встречались следующие.
Во-первых, палач обычно осуществлял надзор за городскими проститутками, естественно собирая с них фиксированную плату. Т.е., являлся содержателем борделя, отвечавшим также за поведение проституток перед городскими властями. Эта практика была очень распространена до 15 века, позднее от нее постепенно отказались.
Во-вторых, иногда он отвечал за чистку общественных уборных, выполняя работу золотаря. Эти функции были закреплены за ними во многих городах до конца 18 века.
В-третьих, он мог исполнять работу живодера, т.е., занимался отловом бродячих собак, удалял из города падаль и выгонял прокаженных. Интересно, что если в городе были профессиональные живодеры, они часто были обязаны выступать в качестве помощников палача. Со временем и ростом городов у палача появлялось все больше работы, и он постепенно избавлялся от дополнительных функций.
Наряду с этими работами палач нередко оказывал населению другие услуги.
Он торговал частями трупов и снадобьями, изготовленными из них, а также различными деталями, относящимися к казни. Такие вещи, как «рука славы» (кисть, отрубленная у преступника) и кусок веревки, на которой был повешен преступник, часто упоминаются в различных книгах по магии и алхимии того времени.
Нередко палач выступал в роли лекаря. Следует учесть, что по роду своей деятельности, палач должен хорошо разбираться в анатомии человека. К тому же, в отличие от докторов того времени, он имел свободный доступ к трупам. Поэтому он хорошо разбирался в различных травмах и болезнях. Репутация палачей как хороших лекарей была общеизвестна.
Так Екатерина II упоминает о том, что в молодости данцингский палач лечил ей позвоночник, т.е., выполнял работу мануального терапевта.
Иногда палач выступал в роли экзорциста, способного причинив боль телу, изгнать овладевшего им злого духа. Дело в том, что одним из надежнейших способов изгнать злого духа, завладевшего телом, считалась пытка. Причиняя боль телу, люди как бы пытали демона, заставляя его покинуть это тело.