Очень пронзительная и правильная статья...Перед выборами в Белоруссии произошло два события. Нобелевским лауреатом по литературе стала белорусская писательница, автор знаменитой книги «У войны не женское лицо» Светлана Алексиевич. Почти одновременно с этим на украинско-белорусской границе было задержано около двухсот украинцев в военной форме и балаклавах, с холодным и огнестрельным оружием.
Я видел национальную интеллигенцию, внезапно расцветавшую в лучах славы и внимания. А потом я видел, как за этими «людьми со светлыми лицами» – грум-грум – шагают штурмовые отряды. Горят дома. Идут погромы. Объявляются национальные чистки.
А потом, чуть погодя, отстав всего на полшага, идет война. И горят города. И лежат на улицах трупы. И толпы скандируют не известные нам, не знакомые для нашего слуха речевки. Мы не разбираем слов, но понимаем, что это язык смерти. Это она шагает по земле. Это на ее языке кричит толпа.
К этому моменту уже не все помнят людей со светлыми лицами. Они разбежались, попрятались, разъехались. Да и некогда их вспоминать. Люди заняты другим – выживают, убивают, дерутся за кусок хлеба. А сверху на них смотрит взошедшая, словно солнце, улыбающаяся Смерть. Это ей проложили дорогу светлолицые люди.
Давайте их вспомним.
Цветущий Таджикистан
Гулрухсор Сафиева. В 90-е годы в Душанбе она произносила речи о национальном возрождении. О «поруганной северными варварами прекрасной темноглазой Родине» и о том, что «час расплаты наступил, и пусть кровь смоет русскую грязь».
В Таджикистане вспыхнула гражданская война. Она унесла тысячи жизней, отбросила республику в развитии назад на многие десятилетия. Народ, который Сталин называл «львами Азии», теперь батрачит на наших стройках и метет наши улицы. Львы платят за то, что слушали гиен и макак.
Сейчас поэтесса живет в Москве.
Солнечная Грузия
А вот грузинский философ Мераб Мамардашвили. Прислушаемся к речи мыслителя: «Русские, куда бы ни переместились – в качестве казаков на Байкал или на Камчатку (их даже занесло на Аляску и, слава Богу, вовремя продали ее, и она не оказалась сегодня той мерзостью, в которую они ее скорее бы всего превратили), – куда бы они ни переместились, они рабство несли на спинах своих…»
И еще: «Существует грузинское достоинство. Мы не хотели принимать эту дерьмовую, нищую жизнь, которой довольствуются русские. Они с ней согласны, мы – грузины – нет. Посмотрите на тбилисские дома, тротуары. Грязные дома, обветшалые ворота, зато внутри – благоустроенные квартиры, забитые вещами, высококачественной импортной аппаратурой. Это атмосфера отражает самоуважение грузин, которое отсутствует у русских. Русские готовы есть селедку на клочке газеты. Нормальный, не выродившийся грузин на это не способен. Внутренняя поверхность раковины отражает образ самоуважения грузина, его чувство собственного достоинства».
А вот выступает его земляк и политический противник Звиад Гамсахурдиа: «Осетины – прямые агенты Кремля и террористы, у осетин нет права на эту землю. Они — новые здесь люди». Он же: «Армяне и азербайджанцы, составляющие вместе 20 процентов населения Грузии, – это угроза грузинской нации. Большинство из них – враги».
Война длиной в пару десятков лет, кровь, беженцы, ненависть – достойно вознаградили усилия грузинских интеллигентов и слушавший их народ.
Изобильная Молдавия
Молдавия! Прекрасная страна вина и мамалыги, на которых хорошеют местные девушки. А какие поэтессы! Взять Леониду Лари. Про нее есть известная история:
«В начале 90-х Лари вдруг осознала себя румынкой, назвала великим румыном средневекового молдавского господаря Стефана Великого и пожелала выйти за него замуж. Леонида была замужней женщиной, поэтому срочно развелась со своим русским мужем. Ещё одно препятствие – господарь умер несколько веков назад. И это не беда: Леонида выходит замуж за его памятник, установленный в самом центре города Кишинёва, столицы республики Молдова. Бракосочетание состоялось при огромном стечении народа, госпожа Лари была в подвенечном платье. На памятник свадебный костюм почему-то не надели. Православный священник торжественно обвенчал молодожёнов, постучал обручальным кольцом по памятнику, надел это кольцо на палец поэтессе и объявил молодых мужем и женой. Толпа была довольна».
О чем же вещала Лари? Да вот же: «Пусть у меня будут руки по локти в крови, но я вышвырну оккупантов, пришельцев и манкуртов за Днестр, я их выброшу из Транснистрии, и вы – румыны – настоящие хозяева этой многострадальной земли, получите их дома, их квартиры вместе с их мебелью… Мы их заставим говорить по-румынски, уважать наш язык, нашу культуру…»
Марат Гельман вспоминает: «Народный фронт тогда кучковался вокруг союза писателей; Михай Чимпой (друг отца) и Леонида Лари – красавица, поэтесса, заводившая толпы на площадях. Друце, которого они тоже хотели в националисты (все-таки единственный именитый писатель), – их сторонился и оставался жить в Москве. Леонида Лари могла стать молдавской Юлией Тимошенко. Помню митинг, на котором она закричала: русские, подымите руки! Половина подняла. «Вот где ваши квартиры», – продолжала».
Мой товарищ сейчас иногда вспоминает, как летела оторванная его выстрелом башня Т-60 в Приднестровье… Если вам нужен ремонт в квартире – никто его лучше молдаван не сделает. Трудно найти хорошие руки за такую малую цену.
Культурная Прибалтика
«Я люблю русских, но только в России. Латвийские русские должны уехать из страны. И если они это не сделают добровольно, то их придется выдворить принудительно. Как, например, выгоняют из квартир жильцов – приходят судебные исполнители с полицией и… до свидания!» – сказал как-то раз лидер Нацфронта Латвии Айварс Гарда. Преподаватель местной «Академии культуры», между прочим. Культурный человек.
Довольно?