То, как в кино и на ТВ показывают процесс приготовления пищи, не может оставить равнодушным даже самого непритязательного едока. Невероятные кухонные трюки и эквилибристика в приготовлении экзотических блюд, демонстрируемые на экранах, любого подвигнут отправиться в ближайший ресторан. Выход в прокат картины «Шеф Адам Джонс», в которой главный герой меняет Париж на Лондон, заставил нас вместе с порталом Film.ru пересмотреть несколько картин о поварах, чтобы составить небольшую кинокарту кухонь народов мира.
Японская – «Одуванчик/ Tampopo, 1985»
Начнем с Востока, чья кухня разительно отличается от привычной нам. Япония в глазах обывателя – это чередование суши с чайными церемониями, но от правды такой взгляд далек, Страна восходящего солнца может удивить гостей самыми изысканными яствами. Впрочем, не чужд стремительной, деловой японской культуре и «фастфуд», явление международное. К «быстрой еде» на Дальнем Востоке относится, например, японское блюдо с пшеничной лапшой под названием рамэн, именно вокруг лапшичной, подающей это нехитрое блюдо, вращается сюжет фильма «Одуванчик» режиссера Дзюдзо Итами. Несколько забавных приключений, связанных с отношением к еде, и кинематографическое блюдо готово!
Корейская – «Шеф-повар/ Sik-gaek, 2007»
Взглянуть на секреты приготовления кулинарных шедевров восточной кухни зрители могут при помощи южнокорейской комедии «Шеф-повар». Словно пришедший из классических фильмов о восточных единоборствах, сюжет ленты рассказывает о молодом мастере ножа и сковородки Сон Чхана. Трагически вылетев из соревнований за право возглавить престижный ресторан, Сон отправляется в деревню, где ничто не будет напоминать ему о стали кастрюль и жаре духовки, но от судьбы не уйдешь – журналисты уговаривают талантливого повара принять участие в битве за право возглавить королевскую кухню. Вот уж действительно – кормить, так королеву!
Тайская – «Ешь, пей, мужчина, женщина/ Yin shi nan nu, 1994»
Может ли кухня стать полем противостояния поколений? Легко, если на ней сходятся представители классической тайской кухни и молодые поклонницы фастфуда. Главные герои таиландской драмы «Ешь, пей, мужчина, женщина» представляют именно эти два поколенческих полюса: отец семейства владеет серьезным рестораном, в котором каждое блюдо – это произведение искусства, а три его дочери слишком легкомысленны для того, чтобы придавать еде большое значение, они предпочитают питаться на бегу. Это поверхностное отношение проецируется у девушек и на карьеру, и на личную жизнь, в то время как у отца, с его вдумчивостью и основательностью, судьба складывается гораздо ровнее.
Индийская – «Пряности и страсти/ The Hundred-Foot Journey, 2014»
Если уж представители одной семьи могут стать кулинарными «противниками», то что же говорить о различиях между вкусами стран и даже целых континентов. О различиях между Азией и Европой снято немало фильмов, но нас интересует тот, в котором шпаги и пистолеты заменяют вилки и ложки, порох сменил карри, а тяжелой артиллерией считается большой кусок жареного мяса. Наилучшим образом под такое описание подходит лента Лассе Халльстрема «Пряности и страсти», ее главные герои – семья индийских эмигрантов, пытающаяся в южной Франции противопоставить свое южное гостеприимство классическому представлению о кухне. Страсти здесь кипят жарче, чем в печи.
Грузинская – «1001 рецепт влюбленного кулинара/ Shekvarebuli kulinaris ataserti retsepti, 1996»
По пути в Европу сделаем небольшую остановку на Кавказе, совсем как герой Пьера Ришара в мелодраме «1001 рецепт влюбленного кулинара». Персонаж ленты Наны Джорджадзе Паскаль Ишак в начале 1920-х из Франции перебрался в Грузию. Паскаль полагал, что Кавказ станет лишь минутной остановкой на его пути, но судьба оказалась сильнее – водоворот событий обрушивает на дорогого гостя славу, удачу и любовь. Повар из Европы не смог устоять перед соблазном местной кухни, и теперь на его столе смешались французские и грузинские блюда. Пальчики оближешь!
Французская – «Шеф/ Comme un chef, 2012»
А что же сами французы? Редкий фильм родом из этой страны обходится без сцены в ресторане или хотя бы уличном кафе, ну а какой фильм о кухне обойдется без колоритного шефа? Кулинарная комедия «Шеф» Даниэля Коэна сталкивает на экране молодой талант со звездой всех гастрономических справочников, и от такого соприкосновения искры сыплются похлеще, чем из-под точильного колеса. Роль звезды парижской кухни досталась здесь Жану Рено, актеру, умело сочетающему комедийные образы с геройскими персонажами экшен-боевиков. В «Шефе», впрочем, никого убивать не пришлось, разве что резво пошинковать салат громадным кухонным ножом, которому позавидовал бы сам Мачете.
Немецкая – «Душевная кухня/ Soul Kitchen, 2009»
Чопорные и обычно далекие от изысков немцы не могут похвастать высокоразвитой собственной кухней, любой, кто был в Мюнхене или Берлине, подтвердит: исконное германское блюдо здесь найти сложнее, чем турецкое, пакистанское или даже русское. Собственно, герои комедии «Душевная кухня» и не гонятся за аутентичностью, им бы выжить – а потому в ход идут и гаспачо, и паста, и французские вина. Самое немецкое, что может предложить зрителю режиссер Фатих Акин, – это лицо Морица Бляйбтроя и особенный дух, национальное нежелание отступать, все делать вовремя и в самом лучшем виде.
Итальянская – «Письма к Джульетте/ Letters to Juliet, 2010»
Голодное брюхо к любви глухо, но очаровательной молодой журналистке Софи повезло, ее жених – перспективный повар, собирающийся открывать итальянский ресторан в Нью-Йорке. Пара отправляется в Верону, но пока Виктор занят поисками поставщиков сыров, паст и молодого вина для своего предприятия, девушка увлекается старинной историей любви, которая развернулась под солнцем Италии много лет назад. Гастрономическую часть сюжета можно было бы без малейших сомнений отринуть, не играй Виктора блистательный Гаэль Гарсиа Берналь. Разве кому-то может больше идти белоснежный поварской фартук?
Испанская – «Приятного аппетита!/ Bon appetit, 2010»
Очередным смешением вкусов и жанров представляется зрителям драма «Приятного аппетита!» Давида Пинильоса. Главный герой этой картины – талантливый испанский повар Даниэль, пытающийся найти свое место в центре Европы Цюрихе. Амбиции, умения и изобретательность стремительно возвышают Даниэля над сослуживцами в уютном ресторане, но на пользу общению такой взлет не идет. И особенно тяжело даются Даниэлю шаги навстречу красавице Ханне, сомелье этого же ресторана. Там, где испанский темперамент придает блюдам остроту и пикантность, он же становится помехой на пути к личному счастью.
Английская – «Путешествие/ The Trip, 2010»
От южной горячности перейдем к северной холодности вместе с режиссером Майклом Уинтерботтомом. Этот постановщик после крайне сурового, даже жестокого «Убийцы внутри меня» выступил с теплым камерным комедийным «Путешествием» героев Стива Кугана и Роба Брайдона по британским ресторанам. Конечно, Уинтерботтом не был бы собой, если бы просто посвятил сто минут экранного времени дегустации английских и не очень блюд, безусловно, на первом плане здесь диалоги, а не прерывающее их жевание. Но тем, кто смотрит «Путешествие» не впервые, вполне можно отвлечься от прекрасной актерской игры и последить за кухней – там и правда много интересного.
Бразильская – «Женщина сверху/ Woman on Top, 2000»
Российский зритель, увы, был лишен удовольствия следить за развитием карьеры молодой испанской актрисы Пенелопы Крус, а жаль, ведь нами было упущено немало прекрасных фильмов с ее участием. Кулинарное путешествие – отличный повод познакомиться с фильмом, имеющим эротическое название «Женщина сверху». Крус в нем играет прекрасную Изабеллу, совместно с мужем она вдыхает жизнь в большой бразильский ресторан. Увы, мужчина изменяет Изабелле, и та отправляется в Сан-Франциско, где ее поварские способности получают необычное применение – девушка становится ведущей рейтингового кулинарного шоу. А тем временем ресторан в родной Бразилии без умелых рук Изабеллы хиреет и теряет клиентов. Муж отправляется на поиски беглой супруги.
Американская – «Повар на колесах/ Chef, 2014»
Безусловно, несмотря на то что Америка является гигантским плавильным котлом, есть у жителей США собственное представление о кухне, но мы, движимые стереотипами, конечно, обратимся к кино, в котором высокая молекулярная кухня пасует перед привычными хот-догами, бургерами и картошкой фри. Флагманом американского фастфуда в кино мы выбрали независимую комедию от автора «Железного человека» и «Мстителей» Джона Фавро «Повар на колесах». Главного героя фильма (роль которого, кстати, исполнил сам Фавро) выперли из приличного ресторана, но он расстраивался недолго – при поддержке друзей и родных прирожденный повар взялся организовать сеть передвижных закусочных с простой, но вкусной едой. А что еще нужно? Побольше кетчупа, и вперед!
Русская – «Девчата, 1961»
Ну а что же на нашей с вами родине? Неужели нечем похвалиться? Неужели наша высокая кухня не имеет собственного киногимна? Похоже, что не имеет. Ну, в самом деле, не назовешь же энциклопедией русской кухни сериал «Кухня», в котором латук и топинамбур фигурируют чаще свеклы и репы. Не подходит под наши критерии и «Вокзал для двоих» – там героиня Людмилы Гурченко все-таки была официанткой, которой с кухни доставались только объедки. Вот и получается, что самым главным поваром на отечественных экранах остается Тося Кислицына из «Девчат» Юрия Чулюкина в исполнении несравненной Надежды Румянцевой. «Любишь? – Кого это? – Гречку! – Обожаю!!» А главное – «Каждый калорий на своем месте!».